Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о новом пакете санкций, в который вошел запрет в отношении российских судов и судов, управляемых российскими операторами, заходить в порты ЕС. Каковы последствия этого решения?
В данном контексте актуально вспомнить меры, принятые ранее англичанами, особенно комментарии английских юристов. Вполне возможно, что сценарий дальнейшего развития событий будет аналогичным. Тогда Украина требовала считать российскими суда, на которых перевозят российские грузы и в экипажах которых наняты российские моряки. В итоге юристы признали российским флот под российским флагом, в управлении которого участвуют российские лица, находящиеся под санкциями. Вместе с тем, практика судоходства в акватории стран ЕС показывает, что морские администрации могли задержать суда, в управляющей компании которых имеются российские лица, например, для изучения документов. Именно поэтому российским управленцам не рекомендовали «светиться». Оставался только запрет на перевозки определенной номенклатуры российских грузов. Соответственно, в данной ситуации следует ждать товарных кодов санкционных товаров.
Экипажи
Мировая юридическая практика свидетельствует о том, что сортировать флот по составу нанятых экипажей – дело довольно сложное. Суда с грузами иностранных фрахтователей испытывают кадровый голод на профессиональные кадры, которые должны обладать соответствующей квалификацией. В торговый флот берут персонал из всех стран мира. Государства, против которых уже давно применяются санкции, в этом случае не являются исключением. В экипажах с российскими моряками вполне могут быть и украинцы. Они не относятся друг к другу как к противникам и продолжают работать совместно.
Страхование
Еще один нюанс, связанный с объявленными санкциями против российских судов, касается страхового покрытия. Так, в Великобритании национальные страховщики отказались страховать флот, сертифицированный Российским морским регистром, находящийся под управлением российских лиц или перевозящий российские грузы. При этом если некоторые организации отказались от прикрытия российских судов, это не значит, что остальные поступят так же. Возможно, у них будут выше ставки из-за необходимости покрытия дополнительных рисков.
Важно понимать: мировые цены на сырье растут, вслед за ними повышаются фрахтовые ставки. Для российских грузоотправителей за риски часто устанавливается дополнительная премия. Ее размер может быть таким, что владелец тоннажа закроет глаза на любые санкции. Особенно, если у него не новый флот, работу для которого на рынке найти достаточно сложно.
Мнение западных аналитиков
В начале апреля некоторых западные аналитики высказали мнение о возможных последствиях для ЕС увлечения санкциями против РФ. Если обобщить эти сведения, можно лучше понять перспективы судоходного рынка.
Прежде всего стоит сказать о том, что наблюдается снижение перевозок сухих грузов.
Кроме того, постпандемический рост, ожидаемый для основных европейских, североамериканских и японских экономик, будет поражен санкциями, угнетающими торговлю с Россией. Причина кроется в более высоких ценах на сырьевые товары. Это в свою очередь подпитывает инфляцию и вызывает сбои в цепочке поставок. Все узкие места, вызванные последствиями коронавируса, при этом усугубились.
Текущий прогноз глобального роста на Западе уже снижен до 3,4% (ранее 3,9%). Европейские экономики окажутся наиболее подверженными последствиям конфликта. Намерение ЕС сдержать импорт нефти и газа из РФ провоцирует всплеск мировых цен на сырьевые товары. Это еще больше подхлестнет инфляцию и сбои в цепочке поставок в ЕС.
Что касается США, то эффект от санкций ожидается в более отдаленной перспективе. Он будет иметь вид роста цен на углеводороды, зерно и металлы. Темпы роста инфляции ускорятся, покупательная способность домохозяйств снизится, денежно-кредитная политика будет ужесточатся. Специалисты прогнозируют семь повышений ставок в текущем году (по 25 базисных пунктов каждое).
В ЕС стагфляция уже начинает перерастать по ряду причин, не относящихся к санкциям против РФ, США еще только на пороге стагфляции.
Вполне возможно, что имеющиеся прогнозы будут неоднократно пересмотрены.
Что дальше?
Скорее всего, новые ограничения будут вводиться против российских номенклатур. Для понимания их эффективности нужно следить за поведением страховых премий к фрахту судов с российскими грузами. По странному стечению обстоятельств пики таких надбавок, которые еще недавно исчислялись двузначными цифрами, в апреле стали исчезать. Премии за риски упали до 1–2%.
Предположительно, в конце апреля будет ясна дальнейшая перспектива. Сейчас стоит отметить лишь то, что вслед за каждым из запретов по истечении некоторого времени появлялись исключения. В последнем пакете санкций присутствует немного странный перечень для импорта из РФ. Древесина – РФ уже ограничила погрузку экспорта не только пиловочника, но и балансов. Цемент морским транспортом практически не перевозится. Морепродукты – отсутствует запрет на перевалку из российских траулеров на борт иностранных плавбаз. Спиртные напитки – виноматериалы обычно, наоборот, ввозят в РФ. Относительно каучука и химикатов следует упомянуть, что их перевозят по морю, как правило, в контейнерах в очень небольших количествах.
Источник:
https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/comments/zapret-na-zakhod-rossiyskikh-sudov-v-porty-es-k-chemu-gotovitsya/