Ну что ж, Госдума приняла-таки решение о запрете въезда польским перевозчикам на территорию РФ. Да еще и заправляться дешевым топливом хотят запретить.
Признаться, сегодня мало что может нас удивить, однако, несколько смутила цифра потенциальных потерь Польши на уровне 8,5 млрд евро.
Попробуем разобраться.
В общем-то история запретов на въезд началась с подачи Евросоюза, который в марте запретил российским и белорусским автотранспортным компаниям въезд на свою территорию. Ответная мера со стороны РБ не заставила долго ждать, и буквально через пару недель уже европейским автоперевозчикам власти Республики Беларусь закрыли въезд в свою страну. РФ медлила вплоть до октября 2022 года, и в конце концов под давлением АСМАП и Минтранса отреагировала Постановлением Правительства о запрете въезда для иностранных автоперевозчиков. Правда в Постановлении было Приложение с перечнем товаров, перевозя которые иностранные компании могли и дальше беспрепятственно заезжать на территорию РФ, но все-таки юридически ответили зеркально.
С тех пор все приноровились: ездили себе там, где можно, а где нельзя – перецепляли тягачи. Рынок приспособился. Многие транспортные предприятия в принципе ушли с европейского направления на фоне снижения грузопотока, остались в основном белорусские, прибалтийские, польские автоперевозчики.
Вот о польских и поговорим.
По данным АСМАП от 20 декабря 2021 г., квота разрешений для польских автотранспортных компаний на 2022 г. составила 210 000 (двусторонние и транзитные) и 10 000 (третьи страны). Таким образом, польские транспортники могли совершить 220 тысяч рейсов транзитом и/или в/из РФ за год. С учетом начала СВО, последующих санкций Евросоюза, включая запрет на въезд для перевозчиков из РБ и РФ, ответных мер белорусских и российских властей, что привело к снижению грузопотока, количество рейсов польских перевозчиков могло сократиться на 20-30%.
По результатам 1 квартала 2023 г. импорт из ЕС в РФ упал на 37%, а экспорт из РФ в ЕС – на 70%. Также с 1 марта начал действовать запрет на транзит по территориям РБ и РФ товаров военного и двойного назначения в рамках 10 санкционного пакета. По нашим расчетам, да и по динамике рынка стоимости фрахта, который снизился примерно на 25-40%, количество грузовых рейсов из ЕС в РФ и обратно могло сократится еще процентов на 15-20%.
Таким образом, количество рейсов, которые потенциально за год могут совершить польские автоперевозчики в РФ или транзитом по её территории, составит порядка 100-120 тысяч.
С учетом средней ставки фрахта из ЕС в РФ за стандартную еврофуру на уровне 5000-6000 евро возможные расчетные потери польских автотранспортных компаний от снижения выручки составят от 500 до 720 млн евро в год.
Теперь посчитаем средства, которые могли экономить транспортники на заправке дешевого российского дизеля. В Европе дизель стоит порядка 1,4 евро за литр (в Польше в мае 2023 дизель стоит 1,38 евро), в РФ – 0,7 евро/литр. Если предположить, что водитель фуры только в РФ с целью экономии заправляет полный бак, стандартная емкость которого на современных фурах составляет 875 литров, а максимальный - 1275 (при установке второго топливного бака), то экономия может составить от 600 до 900 евро. Умножим на количество возможных рейсов в год, получим размер сэкономленных средств от 60 до 117 млн евро в год.
Итого, по нашим расчетам, при запрете въезда на территорию РФ, а также запрета на заправку дешевым топливом, польские перевозчики могут потерять за год от 560 млн до 837 млн евро.
Вероятно и не исключено, есть какие-то дополнительные профиты, которые получали польские транспортники при работе с РФ. Но в любом случае цифра в 8,5 млрд евро потерь Польши от запрета, на наш взгляд, несколько преувеличена, разве что за 10-12 лет.
Генеральный директор компании «Оптималог» Георгий Властопуло резюмирует: «Это не те цифры, которые ударят по автотранспортной отрасли и сподвигнут польские власти пойти на уступки или принять более дружественную риторику».
Источник: