Первый замруководителя ФТС России Руслан Давыдов в интервью одному из ведущих СМИ рассказал о динамике внешней торговли, параллельном импорте, защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Приводим главные моменты беседы.
Про импорт
Сегодняшняя ситуация лучше, чем те ожидания, которые существовали в марте-апреле этого года. Нужно снять шляпу перед нашим бизнесом, который сумел адаптироваться к этим ограничениям в сфере логистики, платежей. Начиная с середины июля мы наблюдаем серьезную стабилизацию, а в последние пару месяцев рост объемов импорта. Снижение по сравнению с предыдущим годом не было таким драматическим и катастрофическим. По объемам торговли в целом мы будем близки к показателям прошлого года, падение не будет сильным. В октябре-ноябре импорт растет порядка 5%, если сравнивать с периодом с июля по сентябрь. Можно говорить, что это стандартное увеличение к концу года. Традиционно ноябрь-декабрь – высокие месяцы для таможни.
Про параллельный импорт
Параллельный импорт прирастает на 12-16% от месяца к месяцу.
Параллельный импорт – это механизм, который предполагает взаимодействие правообладателей, импортеров, Минпромторга, Роспатента, служб, защищающих права правообладателей. ФТС – лишь один из участников этой схемы.
Усложнил ли параллельный импорт работу ФТС?
Схема нашей работы осталась прежней. Если выявляем товар, права правообладателя по которому защищаются, точно так же уведомляем правообладателя, приостанавливаем выпуск на 10 дней. Если правообладатель не предпринимает никаких действий, то товар мы выпускаем в любом случае (при условии, что он не контрафактный). В прошлом году у нас было больше 6 тыс. уведомлений правообладателей. Только по 7% из них правообладатель предпринимал какие-то действия, отстаивал свои права.
Про защиту прав на интеллектуальную собственность
На практике иногда возникают такие ситуации, когда товар, бренд которого присутствует в перечне исключений из параллельного импорта, пропускают через границу по коду, не обращая внимания на бренд. Получается, что не смотря на исключение из параллельного импорта, правообладателя не извещают, что товар ввезен в Россию.
Для предотвращения подобных случаев мы просим представителей бизнеса максимально конкретизировать кейсы. Каждая декларация на товары – это отдельный случай, уникальное событие, отдельные юридические последствия.
Очень важна тема взаимодействия с правообладателями. С прошлого года не продолжили подтверждение своих прав примерно 15%. Компании, которые уходят с российского рынка, не заявляются на права. С теми компаниями, которые остаются и которые хотели бы продолжать защищать свои права, нужно отлаживать взаимодействие.
Если мы что-то пропустили, нам нужно это четко представлять, чтобы можно было принимать меры и отлаживать свои механизмы, а когда мы видим, то уведомляем компании, чтобы они реагировали. Это проблема – слабое реагирование правообладателей.
На сегодняшний день у нас огромное количество форматов взаимодействия с бизнесом. Мы уделяем большое внимание этим вопросам. Готовы и дальше продолжать эту работу.
Про контрафакт
Мы стараемся не нагружать бизнес при декларировании, сокращаем сроки, снижаем нагрузку в виде профилей рисков, досмотров, контрольных мероприятий, чтобы участникам ВЭД не тратить время и деньги на растаможку. В настоящее время наметилась тенденция, согласно которой доля контрафакта, выявляемого на этапе послевыпуска, становится все больше и больше.
При этом важен следующий момент. Если нарушений не обнаружено на этапе декларирования, нужно смотреть не зашел ли товар через другую страну, ведь Россия является участником таможенного союза ЕАЭС.
Способствует ли параллельный импорт росту контрафакта?
Мы боролись, боремся и будем бороться с поставками контрафактной продукции. Параллельный импорт – это настоящая аутентичная качественная продукция, ввезенная без разрешения правообладателя. Контрафакт, в свою очередь, - это подделка, не соответствующая в вопросах качества.
По объемам контрафактной продукции пока драматических изменений не видно.
По тем товарным группам, которые в параллельный импорт не вошли, таможенные органы в этом году предотвратили ввоз около 7 млн единиц различной контрафактной продукции. Правообладателям предотвращен ущерб на сумму 4,5 млрд рублей. Заведено порядка 500 дел об административных правонарушениях. Это меньше, чем в 2021 году, но больше, чем в 2020.
Источник:
https://dzen.ru/video/watch/638dd62d2f1d73546c431a09