Приводим в хронологическом порядке информацию о том, как развивалась ситуация с отказом крупных морских перевозчиков от работы на рынке России.
24 февраля
Появились первые новости об изменениях в работе украинских офисов компаний.
Так, морские порты г. Черноморска и Одессы были закрыты для входа и выхода судов. Украинский офис MSC сообщил о временной приостановке визировки импорта, приема и подтверждения экспортных букингов.
Росморречфлот подтвердил приостановку судоходства в Азовском море. Порты на побережье прекратили отправлять и принимать корабли.
25 февраля
Официальных объявлений об остановке работы с Россией на тот момент еще не было. Наблюдались приостановки отправок на Балтику линиями Hapag-Lloyd и Yang ming. Все суда, следующие в Россию, были остановлены. Компания FESCO работала в штатном режиме. CMA и Maersk выдали нотисы, в которых сообщали об остановке работы с украинскими портами, перенаправлении таких грузов, отмене приема букировок на/из Украины. Работа с Россией ими велась в штатном режиме.
Уже после обеда появилась новость об остановке букингов на/из Новороссийска линиями CMA, Hapag-Lloyd, Evergreen, Yang ming.
К вечеру поступили вести из США: отмена букингов на Россию со стороны Hapag-Lloyd, остановка приема букировок со стороны CMA.
28 февраля
Официальных объявлений о прекращении морских грузоперевозок на порты Санкт-Петербурга не было ни от одной линии. Все компании заявляли о штатной работе. СМА, Yang ming и MSC сообщили о временной остановке грузопотока на Украину и Новороссийск. Hapag-Lloyd неофициально приостановил отправки и движущиеся в российском направлении грузы. Япония остановила отправки на РФ, но официальных заявлений от линий не поступало. Турция работала в штатном режиме, отправки на Новороссийск осуществлялись. Maersk остановил судозаходы в порты Украины.
Пришло уведомление от Yang Ming о временной приостановке сбора фрахта, фрахтовых надбавок, прочих манифестируемых линейных сборов в российских рублях.
1 марта
Утром в числе первых новостей было сообщение о приостановке принятия букингов в порты РФ портами Yokohama и Tokyo. Hyundai Merchant Marine временно приостановил букинги на Санкт-Петербург. Hapag-Lloyd остановил абсолютно все отправки на Россию.
Стали появляться сведения о закрытии портов. Так, Великобритания закрыла свои порты для российских судов.
В середине дня поступила следующая новость. Специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов датская компания Maersk временно прекращает прием новых заказов на перевозки морским и наземным транспортом в Россию и из России(!). Решение не распространяется на продукты питания, медикаменты и гуманитарные грузы.
MSC проинформировал о приостановке приема букингов в/из России, включая порты Балтийского, Черной морей и Дальнего Востока, за исключением пищевых и гуманитарных грузов. Компания продолжила принимать и проверять заказы на доставку товаров первой необходимости, таких как продукты питания, медицинское оборудование и гуманитарные грузы.
Оператор порта Гамбург объявил об остановке обработки грузов в российские порты. В Петербург оттуда приходит до 35% контейнеров. В HHLA сообщили, что не будут загружать и выгружать грузы с судов и принимать их с грузовых машин, вагонов и барж. Отказ HHLA от отправки грузов в Россию лишил российские порты не только немецких грузов. Во всем порту Гамбург, который обрабатывает до 10 млн контейнеров в год, действуют два оператора — один из них — HHLA. Остальное — из Бремерхафена, Роттердама и Антверпена.
Линии, которые не сделали официальных заявлений относительно своих дальнейших действий в сложившихся обстоятельствах, по разным причинам затягивали принятие новых букингов и не предоставляли информацию о своих ставках, так как не могли прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Кроме того, Суэцкий канал ввел дополнительные пошлины за транзит судов.
2 марта
Стали появляться сообщения о новых отказах. Французский контейнерный перевозчик CMA CGM прекратил поставки в/из российских портов. HMM временно приостановил прием букировок в/из России. О приостановке приема заказов уведомили сингапурский альянс Oсean Network Express (ONE) и тайваньский оператор Yang Ming (Тайвань). Тайваньская Evergreen ввела ограничение, касающееся южных портов России и Украины.
Компания MSC проинформировала о введении экстренного сбора на грузы из всех портов средиземноморья и северной Европы (включая Португалию) на все порты РФ, который распространяется также на грузы на воде, в размере 1000 EUR.
Кроме того, Канада запретила российским кораблям заходить в порты и территориальные воды страны.
Даже со стороны дружественно настроенных в политическом отношении стран наблюдалось проявление неприязни. Так, Турция отказалась пропускать три российских корабля, которые базируются за пределами Черного моря.
3 марта
Сегодняшнее утро началось с сообщения о приостановке приема букингов в порты РФ израильской ZIM.
На текущий момент ситуация с отправками грузов на порты Санкт-Петербурга и Новороссийск такова:
Турция пока работает в обычном режиме, но все грузы отправляются только турецкими линиями, что влияет на наличие мест, порожних и, конечно, стоимость.
Возможна отправка грузов через Финляндию. Грузы в линейных контейнерах будут идти только с перетаркой.
Доступны отправки на Ригу и Клайпеду.
На сегодняшний день сложившаяся ситуация в сфере морских контейнерных перевозок и в целом международной логистики выглядит весьма сложно.
Со своей стороны, компания Оптималог, делает все возможное чтобы предложить альтернативные способы доставки ваших грузов.
Мы в режиме реально времени анализируем рынок и предлагаем оптимальные решения согласно текущим реалиям.