В качестве ответа на пятый пакет европейских санкций Белоруссия выбрала один из щадящих вариантов. Рынок опасался тотального запрета на движение автомобильного транспорта из ЕС через границу с Белоруссией, который стал бы контрмерой на запрет на въезд в ЕС белорусских и российских автомобилей. Однако страна разрешила въезжать на специализированные пункты. Там товары будут перегружать на белорусские и российские транспортные средства. Соответственно, полной остановки торговли между РФ и ЕС через границу пока не случилось.
Ситуация в отрасли сейчас складывается очень сложная. Европейские перевозчики отказываются от доставки грузов в РФ. Они боятся, что их фуры будут конфискованы в России, если власти страны примут зеркальные контрсанкции. Поставщики из ЕС ввозят товары в Россию через другие страны, чтобы избежать пересечения границы Польши и Белоруссии. Это вызвало рост стоимости логистических услуг. Так, стоимость европейских фур уже выросла на 50-100%, если проводить сравнение с прошлым годом. В числе причин – запрет на пересечение границы большегрузами из РФ и Белоруссии, а также закрытие портов.
В прошедшие выходные из-за введенных санкционных ограничений на границе Польши и Белоруссии пробки из фур растянулись почти на 80 км. Создавшийся логистический коллапс еще больше усугубило решение, принятое Белоруссией.
Белорусский запрет
С полуночи 16 апреля 2022 года Министерство транспорта Белоруссии ввело запрет, согласно положениям которого невозможно перемещение через таможенную границу ЕАЭС в Белоруссию автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС. Вместе с тем ответная мера на полный запрет на въезд российских и белорусских транспортных средств, который был введен Европой в рамках пятого санкционного пакета, не настолько жесткая. Так, ограничение не применяется до 23 апреля к въехавшим ранее 16 апреля европейским грузовикам. Не ограничивается въезд транспортных средств, зарегистрированных в ЕС и перевозящих почту и живых животных. Самое главное, исключением является следование автомобильного транспорта через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки.
Места для перегрузки и перецепки
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь определил перечень мест, в которые могут следовать зарегистрированные в Европейском союзе автотранспортные средства для осуществления грузовых операций и перецепки из близлежащих пунктов пропуска. Это пункты таможенного оформления: Брест-Белтаможсервис, Брест-Белтаможсервис-2, Берестовица-ТЛЦ, Брузги-ТЛЦ, Гродно-ГАП-2, Лида-авто, Каменный Лог-Белтаможсервис, Полоцк-Стекловолокно, зоны ожидания системы электронной очереди транспортных средств для въезда в автодорожные пункты пропуска "Берестовица", "Брузги", "Бенякони", "Котловка", "Григоровщина" и "Урбаны". Предполагается, что список будет пополняться.
Специалисты отрасли говорят о том, что Белоруссия за последние несколько лет хорошо подготовила инфраструктуру. На ее территории достаточно таможенных складов, на которых можно производить перегруз товара. Прогнозируется следующая схема автомобильных перевозок: иностранный перевозчик доставляет груз из Европы до таможенного склада в Белоруссии, выгружает товар и уезжает – транспортное средство, имеющее белорусскую или российскую регистрацию, довозит груз на территорию РФ. Для сохранения грузового потока из Европы это идеальная схема. Однако ее главный недостаток заключается в том, что европейские перевозчики в этом случае становятся монополистами на направлении Европа-Белоруссия. Ситуация чревата сокращением конкуренции, повышением ставок, жесткими требованиями по оплате перевозок. Это не способствует развитию российского и белорусского бизнеса.
Опасения участников рынка
Вместе с тем многие участники рынка очень опасались полностью зеркальных ответных мер. По факту это означало бы полную остановку торговли с ЕС, которая занимает 36% российского товарооборота. Генеральный директор «Оптимальной логистики» Георгий Властопуло в рамках выставки TransRussia 2022 говорил о том, что зеркальный ответ РФ на пятый пакет санкций в отношении иностранных перевозчиков де-факто означает разрыв торговых отношений. Специалисты отмечают, что в таком случае единственно возможным сухопутным маршрутом из Европы был бы путь через Турцию. Однако он требует большого количества разрешений у перевозчиков и занимает до 40 дней. Конечно, он был бы перегружен, что повлекло бы за собой нехватку транспортных средств и повышение ставок.
Производители продуктов питания также опасаются ответного запрета со стороны властей РФ на въезд в страну европейских фур. Они просят правительство не принимать такое решение. Так, восемь ассоциаций, объединяющих производителей продуктов питания, подготовило коллективное обращение к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой не вводить запрет на ввоз в РФ пищевых ингредиентов европейским автотранспортом. Пищевая отрасль уже сейчас ощущает последствия рестрикций Евросоюза. Она рискует окончательно останется без импортных ингредиентов, которые не попали под запрет. Участники рынка предупреждают, что это грозит разрывом производственных цепочек, ведь для замены поставщиков сырья и создания новых логистических коридоров необходимо значительное время.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5315196
https://www.kommersant.ru/doc/5315788
https://officelife.media/news/32501-belorusskaya-tamozhnya-opredelila-14-nbsp-punktov-propuska-dlya-evropeyskikh-perevozchikov/