Вчера прошла 29-я регулярная встреча глав правительств России и Китая, на которой премьер-министр РФ Михаил Мишустин и премьер Госсовета КНР Ли Цян обсудили ход торгово-экономического сотрудничества и подписали ряд документов.
Каковы ее итоги?
Про растущий товарооборот повторяться не будем: регулярно публикуем эту информацию. Интересно только, что темпы этого роста отличаются у российской и китайской стороны (4,8% против 1,8% за полгода). Но тут понятное дело: методика подсчета разная.
Нас, конечно же, больше волнуют проблемы со взаиморасчетами. Тот же вице-премьер Дмитрий Чернышенко накануне переговоров обнадеживающе заявлял, что страны работают над «расшивкой узких мест» во взаиморасчетах. Несомненно, проблема с транзакциями – это главный вопрос, который обсуждался на заседании. Но если в ближайшее время никаких подвижек не произойдет, это можно будет трактовать так, что вопрос решить не удалось из-за позиции правительства КНР.
Михаил Мишустин отметил необходимость продолжения выстраивания транспортно-логистических коридоров и важность совместного использования возможностей Северного морского пути. В этой сфере члены делегаций вчера подписали меморандум о взаимопонимании по оказанию содействия применению высокоавтоматизированных транспортных средств при осуществлении трансграничных перевозок грузов. Также достигнуты договоренности по применению механизма «единого окна» таможенных служб РФ и КНР.
В целом нельзя не отметить крайне прагматический характер китайского сотрудничества. К примеру, в рамках Российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству реализуется 86 крупнейших проектов на общую сумму в 18 трлн руб. Это проекты сырьевой и сельскохозяйственной отраслей, газохимии и автомобилестроения, в сфере производства бытовой техники, строительстве транспортной и логистической инфраструктуре. Китай вкладывает деньги в основном в энергетические ресурсы России, транспорт и металлургию. Наиболее интересные для него отрасли – это нефтегазовая, строительство высокоскоростных магистралей и прочее. Инвестиции же в технологии и производство, наоборот, идут крайне неохотно, оставаясь внутри Китая. КНР вообще не заинтересован в том, чтобы строить, например, свои предприятия полного цикла в России.
Если же говорить про инвестиции в средний бизнес, то они и вовсе небольшие и, как правило, нацелены на создание различных коммерческих представительств китайских предприятий в России.
Отмечаем важные события, имеющие значение в контексте международной торговли, в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6906345
https://morvesti.ru/news/1679/110955/
https://rg.ru/2024/08/21/eksperty-rasskazali-v-kakie-otrasli-investiruet-kitaj.html