В Киргизию прибыли около 300 специалистов из КНР для подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан. Планируется, что протяженность железной дороги из Китая в Узбекистан по киргизской территории составит около 280 км. Ее общая одноколейная длина будет примерно 450 км. Расходы на строительство возьмет на себя китайская сторона.
Сейчас часть грузов из КНР и других стран Юго-Восточной Азии поставляется по железной дороге в европейскую часть Евразии, в основном через так называемый северный маршрут – Россию и Казахстан. Новый маршрут позволит сократить сроки поставок товаров из стран Азии на европейский континент примерно на семь дней. По предварительным данным, он будет короче примерно на 900 км ныне существующего пути.
После завершения реализации проекта через Туркмению, Иран и Турцию данная магистраль будет связана с сетью железных дорог европейских стран.
Однако некоторые эксперты сомневаются в экономической целесообразности проекта, ведь на границах из-за разницы в ширине колеи в различных странах нужно будет неоднократно менять колесные пары вагонов.
Вместе с тем, строительство такой дороги по территории Киргизии невыгодно для Казахстана. Сейчас от перевозки грузов страна получает большие средства. Россия также не заинтересована в потере влияния в Центральной Азии.
Источники: