Российские суды все чаще поддерживают точку зрения ФТС о доначислении сотен миллионов рублей российским «дочкам» иностранных брендов. В качестве последнего примера можно привести ушедший из России бренд Massimo Dutti. Он пытался оспорить в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области доначисление Балтийской таможней 180 млн руб. Не получилось. Суд поддержал таможню.
Таможенники посчитали, что в таможенную стоимость товаров должно быть включено вознаграждение материнской компании ITX Merken B.V. не только за использование товарного знака Massimo Dutti, но и за ноу-хау, ПО, вебсайт, коммерческое обозначение и дивиденды. До недавнего времени компании уменьшали таможенную стоимость товаров на сумму таких платежей. В случае с ритейлером ООО «Массимо Дутти» это ставка 22 млн руб./мес.
Тренд на доначисление основан на следующем. Уплата роялти по закупаемым за рубежом товарам представляет собой расход на этот товар. В таком случае суммы роялти и иных платежей, связанных с его приобретением, должны быть учтены в его таможенной стоимости.
Некоторые специалисты полагают, что таможня и суды таким образом пытаются переквалицировать роялти в дивиденды, которые выводятся за рубеж в пользу материнских компаний. Однако, по сути, увеличение размера таможенных платежей больше напоминает способ наполнить казну.
В последние два года судебная практика по этому вопросу складывалась по-разному: часть судей были на стороне компаний, часть – на стороне таможен, но подход таможенных органов и судов уверенно движется в сторону расширительного толкования норм Таможенного кодекса ЕАЭС. При этом если раньше практика ограничивалась добавлением к таможенной стоимости только роялти за товарные знаки на ввозимых товарах, то теперь под таможенные проверки попали ноу-хау, другие нематериальные активы и даже дивиденды.
Коренное изменение практики эксперты связывают с позицией Верховного суда (ВС), высказанной им при рассмотрении таможенных споров с участием компаний Bershka, Pull & Bear и Chanel в 2022 г. ВС тогда обратил внимание на то, что иностранные группы компаний могут манипулировать ценами внутри группы, что искажает действительную экономическую ценность и действительную таможенную стоимость товаров. Суд разрешил таможенным органам при таких обстоятельствах добавлять к ввозной цене товаров лицензионные платежи за интеллектуальную собственность и дивиденды.
Известно, что таможенные органы ведут активные проверки компаний в этом направлении. Прежде всего, это дочерние структуры иностранных брендов на территории России. Но суды не всегда считают, что цена подвергается манипулированию со стороны иностранных групп. В этих случаях они отказывают таможенникам в увеличении таможенной стоимости на сумму нематериальных активов. Правда, таких случаев становится все меньше.
Получается, что продавцам брендовых вещей, а также любым франшизам, закупающим у своих партнеров-правообладателей продукцию за рубежом, придется быть готовыми к повышению таможенной стоимости на такую продукцию.
Источник:
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/06/23/982076-sudi-nachali-vklyuchat