Минтранс подготовил проект постановления правительства о проведении эксперимента по переходу на электронный документооборот при грузоперевозках автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным видами транспорта с использованием прототипа информационной системы НЦТЛП (Национальной цифровой транспортно-логистической платформы).
Его основная задача: апробация первоочередных прототипов подсистем и сервисов НЦТЛП первой очереди; проба электронного документооборота на мультимодальных маршрутах; проба системы «единого окна» по выдаче всех необходимых документов для организации грузовых перевозок и технологии верификации информации о перевозчиках для формирования их рейтинга.
Как будет проходить эксперимент?
На первом этапе платформа будет включать в себя несколько приоритетных сервисов, в том числе цифровой профиль участника платформы и «единое окно» по выдаче перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов.
В ходе эксперимента планируется опробовать несколько маршрутов для экспорта, импорта, транзитных перевозок и перевозок грузов внутри страны, увидеть узкие места, где на сегодня отсутствует обмен документов в электронном виде как между бизнес-участниками, так и с федеральными органами исполнительной власти, понять причины разрыва цепочек и подобрать механизмы решения этой задачи.
По факту итогом пилота должно стать первое полностью электронное оформление мультимодальных перевозок.
Участниками пилота станут Минтранс, МВД, Минвостокразвития, Минэкономики, ФТС, ФНС, ФСБ, Россельхознадзор и Роспотребнадзор, а также РЖД и Российский экспортный центр. Участие грузоотправителей, грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота в проекте будет добровольным.
Когда?
Эксперимент пройдет с 1 мая 2024 по 1 мая 2025 года.
Зачем это нужно?
Платформа должна обеспечить новые подходы к логистическому обслуживанию. Необходимость в них обусловлена разрывом большинства транспортно-логистических цепочек поставок с европейскими странами, а также значительной переориентацией внешней торговли на страны Юго-Восточной и Центральной Азии.
Ожидается, что система решит такие задачи, как отсутствие электронного обмена транспортными документами и разрешениями со странами БРИКС, ШОС, АСЕАН; обеспечит унификацию перевозочных документов (как перечня, так и содержания); позволит интегрироваться российской транспортной системе с аналогичными системами Китая и Индии, у которых аналоги таких систем уже есть.
Внедрение электронного документооборота на всех видах транспорта — необходимое условие создания платформы, призванной объединить цифровые логистические сервисы, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства и перевозчиков.
В чем сложности?
Сейчас отсутствует единая верифицированная и актуальная база объектов транспортно-логистической инфраструктуры и их возможностей — как минимум российских, как максимум ЕАЭС. Дальнейшее увеличение грузопотока потребует не только строительства инфраструктуры, но и снятия «мягких» барьеров — ограничений на таможне и разногласий в страновом регулировании внешнеторговых потоков.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6596857