Маршруты в Африку
Несмотря на то, что в настоящее время торговые отношения России и Африки недостаточно развиты, повсеместно говорят об их большом потенциале. РФ видит в Африке стратегического партнера, поэтому объемы грузоперевозок со странами континента растут. Африканское направление вызывает интерес у отечественных экспортеров и импортеров.
Чем торговать?
Российская продукция востребована во многих африканских странах. Африканский континент в свою очередь богат ресурсами и является крупнейшей в мире зоной свободной торговли.
Основные категории отечественного экспорта в Африку – продовольствие, промышленные товары, оборудование, минеральные продукты, зерновые культуры, растительные масла, аммиак, изделия из меди, лес и вооружение. В Россию из Африки поставляются овощи, фрукты, какао, табак, оксид алюминия.
Стоит понимать, что африканские страны – это растущие экономики. Им нужно многое, начиная от стандартного набора продуктов (мука, масло) и заканчивая технологиями и оборудованием. При этом африканцы заинтересованы в том, чтобы вести совместный бизнес. Для этого они предоставляют территории, создают особые экономические зоны, в том числе для русского бизнеса, где можно безопасно и понятно работать при поддержке африканской стороны.
Как везти?
Увеличение торгово-экономического оборота между Африкой и Россией зависит от построения грамотных логистических маршрутов.
То, что грузооборот в ближайшие годы будет увеличиваться, сомнений нет. Вопрос лишь в оценке динамики. Маятник прогнозов роста колеблется от двух до 10 раз к 2030 году.
Логистика на африканском направлении сложная. В основном «обкатано» сотрудничество со странами, имеющими порты на Средиземном море. Более 70 процентов товарооборота России с Африканским континентом сегодня обеспечивают Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР (в рамках БРИКС). При этом в Африке только независимых 54 страны, из них 37 имеют широкие выходы к морю. Сейчас осуществляются прямые судозаходы из портов Санкт-Петербурга и Новороссийска в порты Египта (Александрия, Дамиетта), Алжира, Марокко (Касабланка, Танжер), Туниса (Бизерта), Кении (Момбаса), Танзании (Дар-Эс-Салам), а также в порт Джибути, расположенный на пересечении множества торговых путей, связывающих Европу, Дальний Восток и Персидский залив. Вместе с тем, это либо разовые судозаходы, например доставка негабаритных и проектных грузов для инфраструктурных проектов на территории Африки, либо сезонные - для доставки урожая фруктов.
Для запуска полноценных мультимодальных сервисов с постоянной морской составляющей не хватает достаточной грузовой базы.
Хорошие новости
Тем не менее еще в мае прошла новость о том, что Россия рассматривает возможности сопряжения транспортных коридоров с логистическими маршрутами в страны Африки. Об этом заявил замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрий Вольвач в ходе Международного экономического форума "Россия - Исламский мир: KazanForum". Наиболее перспективными странами названы Танзания, Египет, Намибия, Марокко, ЮАР и Ангола.
В июле в рамках второго Экономического и гуманитарного форума Россия – Африка по направлению «Экономика нового мира» проходила панельная дискуссия «Новые логистические маршруты Россия – Африка».
А на днях стало известно о намерении FESCO расширять географию собственных сервисов и разрабатывать новые логистические маршруты с государствами Африканского континента. В частности, в ближайших планах запуск прямой морской линии из Александрии (Египет) в Новороссийск и в обратном направлении, ориентированной на перевозку преимущественно рефрижераторных грузов; организация фидерной контейнерной линии для перевозок между странами Африки. Она будет связана с морскими сервисами Группы из Китая и Индии в Новороссийск и Санкт-Петербург через перегрузку контейнеров в логистическом хабе, который планируется открыть на базе одного из египетских портов.
Источники:
https://morvesti.ru/news/1679/106255/
https://rg.ru/2023/07/27/gruzy-tianutsia-k-iugu.html
https://iz.ru/1547678/2023-07-21/eksperty-obsudiat-logisticheskie-marshruty-rossii-i-afriki