Аналитический обзор транспортной отрасли России. Апрель 2022 г.
На сегодняшнее состояние транспортной отрасли России существенное влияние оказали вводимые в марте многими странами ограничения. Морские и воздушные перевозки приняли на себя самый ощутимый удар. На 65-70% уменьшился объем ввозимых из Европы товаров в марте. Приблизительно на 22% снизился импортный поток из Китая (из-за опасения санкционного давления со стороны импортеров). Сократился грузооборот в морских портах России. Число судов, прибывающих в отечественные порты, уменьшилось почти на 40%. Более чем в 300 тыс. единиц оценивается количество задержанных на пути в Россию контейнеров. В связи с этим до 50% товаров, идущих на импорт в Россию и до 60% российского экспорта оказалось заблокировано. Значительное влияние на сроки и стоимость перевозок оказала приостановка букинга на перевозки. Что касается доставки грузов авиационным транспортом, то она почти полностью остановлена.
Несмотря на разрыв ранее налаженных логистических связей возможно перенаправление логистических потоков. На рынок постепенно заходят морские линии из Китая, ОАЭ и Южной Кореи. Доступна альтернатива по морской доставке контейнерных грузов с участием израильских или китайских перевозчиков. Отечественные морские контейнерные перевозчики также есть. Однако в настоящий момент их мощности существенно уступают мировым лидерам.
Если рассматривать доставку грузов по суше, то можно говорить о ее относительной стабилизации. Товары, ранее следовавшие через порты северо-запада и юга, постепенно переориентируются на порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы на границе с КНР. Однако это грозит двукратным увеличением грузового потока через Восточный полигон. Это относится и к грузам, ранее перевозившимся через Суэцкий канал. Для пропуска самых важных грузов РЖД принимает соответствующие меры.
Логистические компании стараются переориентироваться на новые маршруты, принимая во внимание большие сложности с авиаперевозками. Так, существует практика авиадоставки грузов к ближайшим к России точкам, затем осуществляется перегруз продукции на автотранспорт.
Турция имеет все шансы стать перевалочным хабом европейско-российских перевозок благодаря своим преимуществам. Это локация, наличие опыта отгрузки в страны, подвергшиеся западному санкционному воздействию. Возможны также варианты перевозки импортных грузов из Америки и стран Евросоюза, в том числе через Грузию и Индию. Но очевидно, что они приведут к еще большему увеличению стоимости импортируемых товаров и соответственно снижению покупательской способности потребителей.
На 125% выросло число заявок на экспортные перевозки в сторону Турции в марте. Перевозки из Грузии в Россию стали востребованнее на 66%, перевозки из России в Армению – на 54%. Одновременно перевозки со странами Европейского союза демонстрируют тенденцию к снижению. Так, по данным на середину марта этого года количество заявок на перевозки из Литвы уменьшилось на 41%, из Финляндии — на 57%, из Латвии – на 8%.
Продолжение следует.
Источник:
https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/NRA_Research_cargo_transport1.pdf