После 10 февраля, когда приостановил работу погранпереход в Бобровниках, на польско-белорусской границе открытыми остаются только два КПП из шести. Это КПП «Кукурыки—Козловичи» (для грузовых машин) и «Тересполь—Брест» (для легковых). Польша не исключает закрытия всех пунктов пропуска с Белоруссией. Премьер-министр страны Матеуш Моравецкий заявил, что это решение будет приниматься в интересах страны и будет зависеть от действий Минска.
Мнение эксперта
Если же Польша закроет оставшиеся переходы, то транспортным компаниям придется менять маршруты. Гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло утверждает, что в этом случае доставка грузов будет занимать около месяца:
«КПП "Бобровники" за последний год пропускал по 300 фур в обе стороны. Рядом есть крупный переход "Козловичи"-"Кукурыки", у которого пропускная способность — 2 тыс. большегрузов. Предположим, эти 300 грузовиков, которые уже не могут проезжать через "Бобровичи", направятся на "Кукурыки". В итоге возникнет дополнительная очередь, это плюс два дня к срокам доставки. Сегодня это не является критичным для поставок грузов из Европейского союза, потому что если раньше мы боролись за часы, то сегодня говорим в принципе о возможности доставить товары. Все понимают, что сроки доставки в среднем выросли примерно на 50% и составляют 18 дней. К этому уже адаптировались.
Если же закроют, например, еще и "Кукурыки", то это уже существенный объем фур, то есть 1-1,3 тыс. большегрузов должны будут куда-то деться. Все они поедут, естественно, через Прибалтику. Латвия граничит с Россией, Литва — с Белоруссией, и там свои погранпереходы.
Так что в этом случае на КПП на польско-литовском направлении тоже начнутся очереди. Скорее всего все это приведет к тому, что к срокам доставки добавится еще пять-десять дней, грузовики будут стоять в очереди, и пункты пропуска просто перестанут справляться.
В свою очередь, это отразится на стоимости доставки, потому что рейс, который приносит определенный доход транспортной компании, увеличится по срокам. Эти затраты, естественно, необходимо будет отбивать».
Эксперт предлагает следующий план действий:
«Первая, краткосрочная задача, если всё закроют - это быстро перенаправить транспортные потоки через Прибалтийские государства, и это, в принципе, возможно, потому что и так большая часть потока идёт через них. Скорее всего, увеличатся очереди на границах, скорее всего, увеличится срок доставки. Как следствие может увеличиться стоимость транспортировки, но стоимость транспортировки особо не скажется на себестоимости товара. И вторая задача, которую потребуется решить - это как-то занять всю эту инфраструктуру, как-то её релоцировать на другие пункты пропуска, на другие маршруты, на другие направления».
Точки зрения власти и участников рынка
При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что не исключено возникновение сложностей из-за закрытия белорусско-польских переходов и для России.
Участники рынка между тем отмечают, что основная часть поставляемых в Белоруссию товаров предназначается как раз для России. Это те категории товаров, которые не включены в санкции, они ввозятся путем прямого импорта через территорию соседней страны. Сейчас это самый дешевый вариант поставок в Россию, а такие каналы поставок являются ключевым коридором транспортировок грузов в РФ.
Для справки
«Берестовица—Бобровники» был, по данным Минтранса Белоруссии, самым загруженным автомобильным пунктом пропуска. Через него ежесуточно проходило до 500 автомобилей. При этом еще осенью прошлого года белорусская сторона фиксировала резкое снижение показателей: так, в сентябре в среднем польская сторона пропускала лишь 28%, а в октябре — 17% фур от согласованной двумя сторонами нормы. К концу года этот показатель несколько вырос, накануне введения ограничений пропускалось порядка 30% от согласованных объемов транспорта.
Пятничное решение привело к коллапсу на КПП. «В белорусском пункте пропуска "Берестовица" осталось около 40 грузовых и 60 легковых оформленных автомобилей. В зоне ожидания — более 200 грузовиков. Водители фур получают разрешения, чтобы пересечь границу в другом пункте пропуска», — рассказали в пятницу вечером в Госпогранкомитете Белоруссии.
Отношения России и Польши
Однако польско-российские отношения продолжают медленно ухудшаться.
Посол РФ в Варшаве Сергей Андреев комментирует: «МИД Польши открыто пытается склонять дипкорпус, аккредитованный в Варшаве, к прекращению контактов с главами дипмиссий России и Белоруссии. По многу месяцев задерживают выдачу виз нашим сотрудникам, едущим на замену тем, у кого заканчиваются командировки. Не дают нормально оформлять страховку наших автомобилей. Начали противоправный захват российской дипломатической недвижимости — пока объектов, которые не использовались, но нацелились и на здание посольской школы». Полный разрыв дипломатических отношений исключать нельзя, но произойти это может исключительно по инициативе Варшавы.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5824313
https://www.kommersant.ru/doc/5824347
https://www.avtoradio.ru/news/uid/291665