Вице-премьер РФ и полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил о трудностях российско-китайской торговли, обусловленных в том числе состоянием пограничной инфраструктуры. Ранее вице-премьер поручал упростить порядок пропуска автомобилей в регионе около российско-китайской границы. На самом деле масштаб проблемы намного шире, чем кажется первоначально.
Одна из ее сторон – это платные очереди в Забайкальске.
«Проблеме с пропускной способностью российско-китайской границы много лет, и у неё несколько граней, — рассказал генеральный директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло. — Надо отметить, что в прошлом году запустили новый пункт пропуска через границу в Благовещенске, был построен мост. Но проблема ещё и в том, что китайцы не просто за то, чтобы перераспределить транспортные потоки, которые раньше шли на Забайкальск, а теперь идут между Благовещенском и Забайкальском – а за то, чтобы в Благовещенске сформировать свою торгово-транспортную базу, куда пойдут новые транспортные потоки. Поэтому там надо сформировать торгово-транспортную базу. Но любой новый пункт пропуска – это от 4 до 8 месяцев подготовки инфраструктуры. Нужно оборудовать пункты пропуска, сформировать и утвердить штат таможенных инспекторов, оборудовать площадки СВХ. Надо договориться с китайцами по скорости обработки транспортных потоков, чтобы были какие-то нормативы – условно 4 часа на транспортное средство».
Вторая сторона проблемы – ограниченная пропускная способность пограничной инфраструктуры в Забайкальске и нелегальные очереди грузовиков на границе.
«Забайкальску не хватает пропускной мощности, — говорит Георгий Властопуло. — Необходимы инвестиции. Надо расширить количество полос, договориться российским и китайским властям об ускорении всех процедур: в 2020-2022 препятствовали коронавирусные ограничения, теперь их нет. И наши, и китайские власти договариваются о времени прохода транспортного средства, пытаются договариваться о возможности и глубине въезда на территорию Китая и на территорию России. Но и в прошлом году, и ранее в Забайкальске были «решалы», которые организовывали проезд машин вне очереди. Правильнее эти вопросы урегулировать и сделать одну электронную очередь, чтобы транспортные предприятия знали время прохождения границы, и вопрос решался на другом уровне».
В целом, надо расширять инфраструктуру, которая не справляется с возросшим транспортным потоком, считает генеральный директор компании «ОптимаЛог»: «Автотранспортные перевозки с Китаем выросли за 2022 год на 70%».
Комментирует президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «Пропускные пункты на границе РФ и КНР работают только в дневное время и обрабатывают за сутки в лучшем случае 50-70 машин. А то и 35. Потери идут колоссальные, транспортные издержки закладываются в конечную стоимость товаров и ложатся на плечи потребителей. А чиновники по-прежнему декларируют сложности. Мы в Ассоциации ждали, что за последние два года будут расширены дороги, поставлены новые пропускные пункты, упорядочена очередь грузового автотранспорта, установлены «отстойники», где могут отдыхать перевозчики, туалеты и т.п. Транспортный поток упорядочен только на европейском направлении, которое сейчас закрыто».
Очереди грузовиков с платной возможностью их «ускорить» возникают не только в Забайкалье, но и в других пограничных с Китаем регионах. Отдельно стоит упомянуть известную платную парковку в Пограничном, через которую можно быстрее пересечь границу.
Председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края отмечает: «…пропускная способность наших погранпереходов – до 200 машин в день, когда на западном направлении проходит до 1000 машин в сутки. При этом Китай уже строит трёхэтажные пункты пропуска на границе, а у нас всё остаётся на уровне «платной парковки». Хотя грузооборот между Россией и Китаем только увеличивается».
Источник: