Сегодня генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло стал гостем утреннего эфира радиостанции «Москва FM». Приводим выдержки этой беседы.
Логистика на грани. Грузовые компании предупредили о риске банкротств на рынке. Причина в том, что из-за международных санкций тарифы на их услуги падают, а цены на запчасти и расходные материалы многократно выросли. Это грозит отрасли убытками и проблемами с обновлением парка. Индекс грузоперевозок FTL.РФ снизился с начала марта на 13%. Этот показатель отражает изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям в стране. В частности, на маршруте Петербург-Москва перевозчики используют тариф 33 рубля за километр, что на треть меньше, чем три месяца назад.
С нами гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Приветствуем вас, Георгий!
Добрый день, Наталья!
Поясните нам, пожалуйста, экономику. Непонятно… Если цены на все растут, то почему тарифы на услуги падают?
Это достаточно просто. Дело в том, что питерское направление по автогрузовым перевозкам обслуживало в том числе огромные потоки контейнеров, которые приходили в порт Санкт-Петербург. После начала спецоперации в марте-апреле поток импортных контейнеров в Санкт-Петербург упал более чем на 50%. Соответственно, свободный транспорт, высвободившийся в связи с падением импортных потоков, был перенаправлен на внутренние направления. Чем больше предложений перевозочных мощностей, тем меньше стоимость услуг. Это первая и самая главная причина. Вторая причина такова. После введения пятого санкционного пакета ЕС, который в том числе запрещал въезд на территорию Евросоюза российским и белорусским перевозчикам, часть отечественных автотранспортных компаний переориентировалась на внутренний рынок. Транспортные средства, задействованные в международных доставках на европейском направлении, частично ушли на внутренние направления. В результате получилось достаточно большое количество предложений по транспорту с весьма умеренным нынче спросом. Это основные причины.
Георгий, у этих компаний машины находятся в собственности или в лизинге?
Автотранспортный рынок России, по крайней мере международного сообщения, достаточно долгое время не развивался. Обновления парков автотранспортных средств происходили со все большими промежутками времени. Еще в начале 2000-х годов эти обновления осуществлялись с периодичностью в 3-4 года, потом дошло до 5-7 лет и даже 10 лет. Это связано с высокими лизинговыми ставками на территории РФ. Как правило, транспортные средства, которые используются при международных перевозках, иностранного производства. Владение ими, их обслуживание – это серьезные затраты. При этом до 2019 года не наблюдался резкий рост цен на перевозки. Он начался в период пандемии. За период 2020-2021 годов автотранспортные компании более-менее поправили свое финансовое положение. 2022 год привнес свои корректировки в ведение хозяйственной деятельности. Сейчас есть серьезные сложности.
Георгий, как все это отразится на потребителях? Мы почувствуем этот дисбаланс спроса и предложения? Не сможем заказать товары? Не сможем их вовремя получить? Изменится цена?
Заказ товара и стоимость автотранспортных услуг на перевозки грузов в России – это разные вещи. Спрос и заказ товаров касаются импорта, который сейчас значительно просел, порядка 62% по сравнению с 2021 годом. К лету и началу осени мы увидим, что часть товаров исчезнет с полок магазинов. Та часть товаров, которая будет заменена, или останется в той же ценовой категории, или немного подорожает.
С точки зрения внутренней логистики, наоборот, стоимость перевозки будет падать, соответственно, затраты на логистику будут снижаться. При таком раскладе логистика не сильно повлияет на стоимость конечного товара. Ключевое влияние окажет отсутствие импорта в условиях санкций, нежели стоимость логистики внутри России.
Если я, к примеру, постоянно пересылаю посылки своим родственникам из Москвы в Петербург. Это станет дешевле?
Да, я думаю, что для физических лиц, для посылок такого рода, небольших грузов, которые либо производятся внутри нашей страны, либо поступают через восточное направление (в первую очередь имею в виду Китай) и уже здесь распределяются по внутреннему рынка, для такой логистики нагрузка станет поменьше, потому что стоимость упадет. За падением стоимости, как следствие, будут возможны банкротства автотранспортных компаний, их объединения, сокращения транспортного парка. Это, в свою очередь, через какое-то время приведет к дефициту предложения, и стоимость начнет расти.
О каком горизонте планирования мы говорим?
Сегодня очень сложно делать прогнозы, потому что окружающие условия меняются крайне быстро. Спрогнозировать и понять, в какую сторону дует ветер, – очень сложно. Думаю, что при сохранении статус-кво на горизонте полгода-год мы уже увидим некие признаки банкротств, сокращения автотранспортных парков и в этой связи увеличение стоимости перевозок.
Почему я спросила про машины в собственности и лизинг: если они твои собственные, можно и переждать?
Если автотранспортные средства выкуплены из лизинга и уже находятся на балансе предприятия, в любом случае их нужно обслуживать. Стоимость обслуживания, конечно же, увеличится. По оценкам экспертов, рост цен на автозапчасти составит 32-200% в зависимости от марки автомобиля. Очень сложно вести эффективную деятельность в условиях снижения стоимости тарифов и одновременного существенного увеличения стоимости обслуживания транспортных средств. Это вполне может стать причиной уже упоминаемых мной банкротств, сокращений транспортных парков, объединений компаний в горизонте ближайших 6-12 месяцев.
Спасибо большое за комментарий!