Бывает так, что клиент, обращаясь в логистическую компанию, заказывает только услугу доставки груза, беря все остальные этапы грузоперевозки на себя. При этом он руководствуется понятной, казалось бы, логикой – зачем платить больше? Объяснить это можно просто: как правило, логистика рассматривается в качестве довольно-таки примитивной задачи – транспортировка груза из точки А в точку Б. Мало кто задумывается, что путь начинается задолго до самой отправки груза транспортом. Поиск производителей/поставщиков, решение множества вопросов, возникающих при заключении сделки, организация логистических процессов и переживания по поводу правильности заполнения всех необходимых документов. Не говоря уже про риски и не только финансовые. Представляем вашему вниманию невыдуманную историю о том, зачем нужна доставка под ключ.
В марте к нам обратился клиент с запросом доставить полировальную пасту из Китая. Груз неопасный. Казалось бы, ничего не предвещало беды. Но все по порядку..
21 марта товар доставляется в аэропорт Чжэнчжоу и сразу попадает под таможенный досмотр. Как говорится, повезло. Через несколько дней по результатам досмотра таможня просит отправителя предоставить образцы соответствия товара предоставленным сертификатам CNAS. Если все совпадет, инспекцию завершат.
На 27 марта отправитель и таможня согласуют встречу. A few moments later ... а если быть точнее, месяц спустя выясняется, что таможня в составе пасты обнаружила неизвестное вещество и постановила, что отправителю нужна лицензия на экспорт товаров и технологий двойного назначения из КНР. Оказалось, что у отправителя ее нет, а без этого документа невозможен вывоз груза с материковой части Китая.
В таком случае всегда есть беспроигрышный вариант – вывозить через Гонконг, но для это существуют определенные условия. Для проработки опций через Гонконг на химию требуется MSDS (паспорт безопасности химической продукции). Конечно же, у отправителя его тоже нет, есть только DGM (Китайский паспорт безопасности), который в Гонконге не котируется от слова совсем. С оформлением MSDS агенты помочь не в состоянии, поэтому отправители, как правило, самостоятельно занимаются их оформлением. Но не в нашем случае.
Дело в том, что химический состав полировальных паст очень богат, но это только полбеды. Как бы это странно ни звучало, но отправитель сам затрудняется подробно рассказать о составе своего продукта или не хочет. В переписке с агентом молчит как партизан.
Таможня, изучив состав, запрашивает лицензию, о которой говорилось ранее, она нужна для оформления экспортной декларации. Эта лицензия должна быть запрошена отправителем самостоятельно в местных органах власти. Агенты могут дать инструкции, что нужно делать отправителю, но сами оформить ее не могут – это находится вне их компетенций. Без этой лицензии груз нельзя вывезти с материка и провезти в Гонконг.
Единственным вариантом остается – выставить все расходы отправителю, возвратить ему груз для того, чтобы он оформил лицензию, и заново вывозить товар.
10 мая было принято решение о возврате груза отправителю, для того чтобы он подготовил лицензию, необходимую для экспорта груза. К этому времени терминал выставил штрафы и счет за хранение, после оплаты которых возможна выдача груза. К счастью, все расходы отправитель согласовал. Но, как всем известно, обещать – не значит жениться. Согласовать-то он их согласовал, но вот оплачивать не торопился, более того перестал отвечать на звонки и письма клиента и агента.
После того как терминал выставил штрафы и счет за хранение, отправитель перестал отвечать на звонки и письма клиента и агента.
A few moments later…
Шла неделя, вторая... И вот почти месяц спустя хранение и все штрафы были оплачены. Груз можно забирать из терминала.
Наш агент предложил привезти груз во внутреннюю Монголию для оформления лицензии вместо склада отправителя во избежание дополнительных проблем. Но отправитель сообщил, что лицензия будет готова через неделю.
Уважаемые знатоки, внимание, вопрос: «Через сколько дней была готова лицензия?». Правильно, всего 17 дней.
Ура! С нашей стороны были проверены опции и ближайшие вылеты с авиалиниями, груз едет в аэропорт.
Угадайте, что произошло дальше? Правильно! Груз снова попадает под таможенный досмотр.
А тем временем на календаре уже 12 июля. Таможня взяла одну партию порошковой суспензии в качестве образца для испытаний, чтобы проверить состав внутри, если экспорт ограничен. После проверки его можно вернуть. Нужно несколько дней. Процедура может занимать до 14 дней. Но мы же никуда не торопимся... Тестирование проводилось 20 дней вместо заявленных 14.
Получаем запрос из таможни, суть которого сводится к следующему: «Фактические отправляемые товары не соответствуют их декларационным документам. Требуется пояснительная от отправителя». Отправитель сообщает, что объяснит все таможне напрямую. Объяснения и последующее тесное взаимодействие отправителя и таможни продолжаются вплоть до 7 августа.
В итоге отправитель дал инструкцию удалить декларацию в таможне и отозвать документы. Естественно, все эти манипуляции сопровождаются дополнительными расходами. Закрытие декларации занимает 2 дня. Затем груз вывозится на склад агента. Но, чтобы вывезти, нужно снова оплатить штрафы и хранение, и конечно же, отправитель снова выпал с радаров.
И только 24 августа произошла оплата, и мы вывезли груз во второй раз.
28 августа мы согласовываем очередную опцию с Air China для авиавывоза. Рейс был забронирован на 2 сентября. Мы успешно вылетели, растаможились и доставили груз клиенту 6 сентября.
Что же в итоге было в составе этой злосчастной полировальной пасты, до сих пор остается загадкой. Единственное, что сообщил отправитель: груз содержит множество чувствительных материалов – жидкости, порошки. Никаких подробностей относительно состава приведено не было.
Напоследок отправитель через агента сообщил нам следующее: «Not give up but continue shipping». Что ж, пожалуй, хоть здесь он прав…