Разговор с Дарьей Кузьменковой,
руководителем отдела международных автоперевозок в компании Optimalog
Как менялись ставки на международные грузовые автоперевозки в последнее время? Какие прогнозы можно дать на этот счет?
На протяжении 2022 года ставки начали снижаться, но в 2024 году после коллапса на восточном ж/д направлении ставки снова пошли вверх. На таких высоких значениях они продержались до второй половины года, и затем началось падение. На протяжении февраля-марта 2025 года ставки держались крайне низкие. Снижение достигало 50% по отношению к декабрю прошедшего года. Однако в настоящее время тренд развернулся, началось хоть и небольшое, но повышение цен. Мы предполагаем, что в ближайшие месяцы – апрель-май – это повышение продолжится.
Осуществляются ли в настоящее время автоперевозки грузов с Европой? Через какие погранпереходы? Какая там сейчас обстановка?
Да, грузы из Евросоюза, пусть и в ограниченной номенклатуре по-прежнему доставляются в Россию. В настоящее время открыты такие погранпереходы: на границе с Польшей Кукурыки/Козловичи (один из самых крупных – пропускная способность около 1200 машин в сутки); с Литвой Мядининкая/Каменный Лог и Шальчининкай/Бенякони; с Латвией Патернаки/Григоровщина, Бурачки/Терехов, Гребнево/Убылинка; с Эстонией Шумилкино/Лухамаа, Куничина Гора/Койдула. Что касается прибалтийских погранпереходов, то их пропускная способность 200-500 машин в сутки, но зачастую мы сталкиваемся с тем, что даже эту норму сотрудники ПП не выполняют. Они работают очень медленно, задают много вопросов, досматривают практически 100% грузов.
Грузоперевозки по европейскому направлению сопряжены с двумя основными проблемами. Первая из них – это открытие экспортной декларации. Часто помимо основного пакета сопроводительных документов запрашивают техническую документацию, доказывающую, что товар не относится к санкционным, документы по оплате. Вторая проблема – это вторичный контроль, который осуществляется на границе инспекторами. Для этого даже есть отдельная организация, следящая за соблюдением всех санкционных запретов и ограничений. Часто машины по несколько суток ожидают разрешения на дальнейшее движение.
Какие есть альтернативные маршруты для доставки из Европы?
Прежде всего, здесь стоит упомянуть маршруты через Турцию.
Один из таких вариантов доставки – на пароме из порта Карасу в российский порт Туапсе и далее автомобильным сообщением до нужного города в РФ. Непосредственно на перевозку на пароме уходит не более суток. Но стоит понимать, что в связи со сложными погодными условиями на море ожидание разрешения на выход или швартовку в порту прибытия может занимать значительное время. Оформление в порту Туапсе происходит в среднем за 3-4 дня. Плюс на дорогу до московского региона на машине требуется порядка двух дней.
Еще одним вариантом доставки из ЕС могут стать грузоперевозки через Иран и Азербайджан. Его можно использовать, например, во время морских штормов, когда паромы из Турции не ходят. Одна из особенностей такого выбора заключается в том, что не все страховые компании покрывают территорию Ирана.
Доставка грузов из Турции также может вестись через Грузию и известный погранпереход «Верхний Ларс». Несмотря на то, что этот пункт пропуска является лидером по объему грузоперевозок по итогам 2024 года, его отличает высокая нестабильность в работе. С начала текущего года он как минимум 40 дней был закрыт по погодным условиям и не осуществлял пропуск автотранспортных средств. Кроме того, далеко не каждый груз можно провезти через Грузию – страна поддерживает западные санкции.
Какие погранпереходы являются основными для грузоперевозок из Китая? В чем их особенности?
Главные пограничные пункты пропуска для грузовых автоперевозок с Китаем – это МАПП «Маньчжурия-Забайкальск» и «Алашанькоу-Достык». Что касается Благовещенска, то он больше подходит для тех грузов, которые там растаможиваются или направляются непосредственно во Владивосток и в близлежащие территории.
Пункт пропуска «Алашанькоу-Достык» интересен своими возможностями. К примеру, через него можно провозить опасные грузы (кроме первого класса опасности), рефгрузы, негабаритные грузы. Однако при перевозках через этот погранпереход стоит учитывать, что Казахстан соблюдает международные санкции, соответственно, важно следить какие именно грузы планируются к транспортировке.