Елена Туева,
руководитель отдела обслуживания клиентов в компании Optimalog
У клиента есть потребность привезти маленький груз весом 8 кг из Китая в Москву, забрав его от отправителя. Установленный дедлайн для связи – два дня. Мы связываемся с отправителем и уточняем все детали по грузу, а именно габариты груза, характер, нюансы, например, опасный груз, батарейки, все, что не может быть перевезено на борту сборным сервисом. После уточнения всех деталей отправитель сообщает дату отгрузки товара и предоставляет все документы. Наш агент договаривается с отправителем о дате выдачи груза. Агент организовывает внутрикитайскую автоперевозку, в ходе которой забирается груз со склада отправителя и дальше совместно с отправителем производятся экспортные таможенные процедуры и букинг на конкретный рейс. Груз поступает на наш консолидационный склад, где маленькие грузы объединяются в одну грузовую партию, подготавливается пакет документов, на каждый груз готовится домашняя авианакладная. При этом консолидированный груз полетит в одной грузовой партии, которая оформлена по генеральной авианакладной.
Данные рейсы всегда прямые. Соответственно, время в полете – один день. Сборный сервис организован в компании «Optimalog» таким образом, что мы вылетаем еженедельно, в зависимости от места доставки. На данный момент вылеты из Пекина в Москву осуществляются по понедельникам, из Пекина в Санкт-Петербург – по субботам.
Большая грузовая партия весом около 100 кг вылетает из Пекина и прилетает в аэропорт Шереметьево (или Пулково в зависимости от дня вылета), размещаясь на Москва Карго. Наши брокеры по прилету расконсолидируют этот груз, то есть подготавливают разные пакеты документов для каждого груза, после чего мы можем подать таможенную декларацию на каждый груз. После выпуска таможенных деклараций данные грузы могут быть забраны со склада временного хранения (СВХ) самостоятельно клиентом или нашими транспортными средствами и отправлены клиенту на склад. Если это региональная доставка, то мы сдаем груз в транспортную компанию и отправляем его в регион по адресу финальной выгрузки. Возможен также вариант, когда грузы могут быть забраны и перемещены на наш московский склад, где будут храниться до момента забора клиентом.
Средний срок доставки, включая забор груза, подготовку всех экспортных таможенных процедур и непосредственно время в воздухе с учетом вылета раз в неделю, колеблется от 7 до 14 дней.
При данном виде перевозки к транспортировке не принимаются грузы опасные, жидкие, грузы с батарейками.
Какие проблемы чаще всего возникают и почему?
Чаще всего проблемы связаны с отсутствием верных первичных данных, то есть клиент предоставляет нам информацию, которая содержит неполные характеристики груза. По факту забора груза или перед этим, во время связи с отправителем, выясняется, что в грузе есть, например, батарейки или груз содержит жидкости. Это полностью меняет вид перевозки, потому что сборные сервисы данные грузы не берут. Их можно и нужно отправлять генеральным сервисом из других аэропортов.
Также существует проблема на экспортно-таможенном оформлении, когда отправитель, например, не имеет лицензии на экспорт, и наш агент за отправителя, проводит экспортное таможенное оформление. Экспортное таможенное оформление может производиться уже по факту прибытия груза в аэропорт отправления. Также отправитель может сделать экспортную декларацию заранее и предоставить нам груз уже затаможенным.
Что бывает в случае, если по прибытии в аэропорт отправления в отдельном грузе обнаруживается что-то, что мешает всей грузовой партии улететь ввиду того, что это сборная партия. Что происходит с этим грузом? Он остается в аэропорту, а остальная грузовая партия улетает, или вся грузовая партия задерживается?
В случае сборного сервиса это практически исключительный случай, потому что грузы консолидируются не в аэропорту, а у нас на складе. Соответственно, на складе по принятию всех грузовых партий груз осматривается, перевзвешивается, перемеряется, соответственно, уточняются более точные габариты. Груз поступает с документами от отправителя, поэтому сразу понятно, какой это груз и примут ли его к перевозке.
Бывают ли отмены или переносы еженедельных рейсов со сборными грузами? Если да, что в таком случае происходит с грузом, он отправляется на следующий день или сможет улететь только через неделю в этот же день?
Отмена вылетов наших сборных партий (именно еженедельных регулярных рейсов) случается крайне редко. Если вдруг все-таки такое происходит, чаще всего перенос рейса бывает либо на несколько часов, либо на следующий день. Задержки возможны только в случае, когда отправитель умолчал и не сообщил о каких-то нюансах груза. Тогда в аэропорту на контроле, когда груз проходит через раму, начинает что-то звенеть, и выявляется, что груз, например, содержит батарейки, о которых отправитель и клиент нам не сказали. Бывает, что при оформлении экспортных таможенных процедур происходит какой-то таможенный контроль, например, досмотр, и этот груз, соответственно, досматривается и тоже не может вылететь. Он остается в аэропорту, вынимается из грузовой партии, то есть партия будет расконсолидирована, разупакована, потом заново упакована, а эти грузы остаются до выяснения причин. Если это происходит на вылете, и мы не успеваем уже ничего сделать, вылет всей грузовой партии будет перенесен. Так как грузы в аэропорт сдаются заранее, они не сдаются прямо перед вылетом, обычно за день до него, чаще всего мы успеваем провести какие-то процедуры по изъятию груза, который не может вылететь.
Сколько времени занимает таможенное оформление в аэропорту назначения по факту прибытия?
Зависит от характера груза и от действий таможни. Если не возникает никаких таможенных процедур, чаще всего мы укладываемся в два дня. Бесплатное хранение на СВХ Шереметьево у нас три дня, включая день прилёта. Наша задача уложиться в эти сроки для того, чтобы у клиентов не возникало платного хранения. Мы должны выпустить декларацию и успеть забрать груз. У СВХ Шереметьево достаточно дорогое хранение. Храниться там не желательно. Плюс, естественно, есть свои нормативные сроки. Несмотря на то, что декларация может быть выпущена сегодня, СВХ на выдачу груза работает только до 18:00. Соответственно, если декларация выпущена в пять вечера и позже, то груз забрать из аэропорта можно только на следующий день.
Кто платит за хранение в аэропорту?
Счет клиенту по стоимости хранения мы перевыставляем по счету плюс 1% на транзакционные издержки. Данная затрата всегда ложится на клиента. В случае, если она произошла не по вине компании, эти услуги не включаются в предварительное коммерческое предложение и оплачиваются всегда после всех процедур. СВХ выставляет нам счета всегда на следующий день после того, как мы забрали груз из аэропорта. Поэтому заранее прочитать, какое количество дней груз будет храниться в аэропорту, невозможно. Ввиду этого мы всегда клиента предупреждаем, что СВХ в стоимость не входит. Если мы уложились в стандартные нормативные сроки, три дня, и забрали груз из аэропорта, то хранения не будет, только терминальная обработка в аэропорту. Она есть в любом случае, вне зависимости от того, как быстро вы груз забрали из аэропорта. Терминальная обработка — это, по сути, перемещение груза, размещение его на складе, потому что от СВХ до СВХ и от места прибытия самолета до СВХ достаточно большое расстояние, иногда это 15-20 километров, поэтому все погрузо-разгрузочные работы и перемещения внутри аэропорта платные, они выставляются там же клиенту по факту.
Есть ли услуга по доставке груза из аэропорта до клиента (Москва, Московская область)?
Да, конечно, у нас есть собственный автопарк. Машина Optimalog ежедневно находится в аэропорту до 14 часов и забирает все грузы, выпущенные вчера или сегодня, которые успеют открепиться от СВХ, т.е. которые выпустились утром. Эти грузы вывозятся из аэропорта в любом случае и едут по адресу клиента (Москва, Московская область), перемещаются на наш склад или же отправляются транспортной компанией.
Если груз выпустился ближе к 12-13 часам, и он не успевает открепиться от СВХ, несмотря на то, что декларация выпущена, наша машина груз не заберет. Мы не можем задерживать машину, потому что ей нужно успеть развезти вчерашние грузы и доставить их до клиентов. Такой груз заберут на следующий день. В срочной ситуации мы можем воспользоваться наёмным транспортом, правда, это дороже наших услуг.
Если я хочу приехать в аэропорт и самостоятельно забрать груз, это возможно? Меня пустят на территорию?
Это возможно, нужно предоставить оригинал доверенности на того, кто будет груз забирать или отправить ее по ЭДО в аэропорт и уведомить нас. Мы в свою очередь проинформируем нашего брокера, который будет выдавать груз, о том транспортном средстве и о том контактном лице, которое будет забирать груз. Далее наш брокер выдаст груз с СВХ, и его можно самостоятельно забрать.