Минфин вернулся к работе над отложенным проектом введения ответственности за нарушения при представлении в налоговые органы документов и данных об операциях с импортными товарами, подлежащими прослеживаемости — в частности, холодильниками, стиральными машинами и детскими колясками, автокреслами, бульдозерами и экскаваторами. Ведомство опубликовало проект изменений в КоАП.
Напомним, национальная система прослеживаемости действует с 1 июля 2021 года и предполагает сбор сведений об отдельных группах импортных товаров для мониторинга операций с ними. Она нужна для борьбы с контрафактом и контрабандой.
Для обеспечения такого мониторинга бизнес должен перейти на электронный документооборот, а также представлять в налоговые органы отчеты и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости — они позволяют идентифицировать партии товаров и отследить их «историю».
Предполагалось, что ответственность за невыполнение этих требований появится с 1 июля 2022 года (по окончании переходного периода), но в прошлом году ФНС и Минфин предложили отложить ее введение до 1 января 2024 года.
Какие штрафы?
От 1 тыс. до 30 тыс. руб. для ИП – за непредставление отчетов об операциях с «прослеживаемыми» товарами, неотражение или искажение реквизитов в счетах-фактурах и универсальных передаточных документах, до 100 тыс. руб. для юрлиц.
Аналогичные штрафы грозят и за нарушение порядка выставления счетов-фактур, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме.
За представление некорректных данных ответственности можно избежать при их исправлении до истребования налоговиками документов при камеральной проверке.
На 50 тыс. руб. операторов электронного документооборота оштрафуют за непредставление или несвоевременное представление в налоговую поступивших счетов-фактур и универсальных передаточных документов (с 1 июля 2024 года); 100–150 тыс. руб. придется заплатить за повторное нарушение.
Зачем это нужно?
Минфин объясняет, что отсутствие ответственности за такие нарушения не позволяет собирать достоверные данные о цепочках движения товаров. Система охватывает порядка 357 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, однако на конец 2022 года отражали в представленных в налоговые органы документах реквизиты прослеживаемости только 280 тыс. участников рынка, а в документах с необходимыми реквизитами выявлено 226 тыс. расхождений.
Что думает бизнес?
Прослеживаемость товаров является своеобразным аналогом режима постоянного контроля, что позволяет свести к минимуму выездные проверки. Но ее внедрение сопряжено с определенными трудностями, техническими нюансами и требует затрат от бизнеса. Представители бизнес-сообщества настаивают, что ошибки при передаче данных и несвоевременная передача сведений в систему прослеживаемости не должны сразу караться большими штрафами и стоит ввести градацию в зависимости от кратности нарушений.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6110947