об открытии второго фронта – китайско-европейского. В то время как товары из КНР (прежде всего, электромобили) быстро проникают на рынок ЕС, в Европе задумываются о том, чтобы ввести пошлины подобно американским.
Какие причины?
Во-первых, Европа, и прежде всего ее промышленность, сильно пострадала в результате начала СВО и введения санкций против России. Отсутствие поставок из РФ (не только трубопроводного газа, хотя его — в первую очередь) привело к росту издержек европейского промпроизводства на десятки процентов. Сильнее других пострадал европейский экономический «локомотив» — Германия.
Во-вторых, промышленность ЕС после ковида получила мощную поддержку со стороны китайского спроса. КНР активно закупала европейское оборудование и машиностроительную продукцию на протяжении нескольких лет. Казалось бы, этому не будет конца, ведь китайский рынок почти не имеет дна. Но на самом деле китайцы скорее закупались впрок для того, чтобы заместить импорт из-за рубежа (в том числе и из ЕС) своим. Эффект оказался заметным уже в 2023 году, когда европейский экспорт в КНР внезапно сократился на 3% (импорт, правда, упал еще сильнее, но торговый баланс ЕС–Китай остался в глубоком минусе).
Электромобили, электромобили буквально все заполонили
Бум электромобилей оказался серьезной проблемой для европейского производства. Местным производителям сложно конкурировать со значительно более дешевыми китайскими машинами. По итогам 2023 года каждый пятый электромобиль, продающийся на европейском рынке, китайского производства. В 2024 году эта цифра должна достичь 25%. Более того, к 2027 году доля брендов из Китая на европейском рынке электромобилей при сохранении текущих тенденций вырастет вдвое, до 20%. Такие перспективы пугают европейских автомобилестроителей, переживающих непростые времена.
Выхода из данной ситуации два: отказаться от амбиций электрифицировать авторынок, что не очень подходит идеологически, или попробовать закрыть рынок высокими пошлинами.
Аналитики считают, что для эффективной защиты европейских производителей нужны тарифы на продукты китайского автопрома в размере хотя бы 25%. В таком случае седаны и кроссоверы китайского производства окажутся дороже машин европейских конкурентов. Другие предполагают, что не поможет ничего ниже уровня 55%. Сейчас соответствующая цифра составляет 10%.
У ЕС есть проблемы и с другим китайским экспортом, но электромобили, безусловно, стоят особняком. Не в последнюю очередь потому, что из-за закрытия американского рынка китайские автопроизводители попробуют особенно усердно покорить европейский.
А что Китай?
Пекин рассматривает варианты ответных шагов против американских ограничений, но параллельно подает и сигналы европейцам. Государственные СМИ КНР, а также торгово-промышленная палата допускают введение ограничений и пошлин на продукты питания — такие как молочные изделия и вино, а также продукцию авиапрома.
Пища составляет небольшой процент от европейского экспорта в Китай. Именно поэтому она и выглядит настолько перспективным вариантом для ответных мер. Большого урона китайскому потребительскому рынку нанесено не будет (скажем, французские и итальянские вина могут быть легко замещены австралийскими). В то же время вопросы, связанные с АПК, в Европе, тратящей десятки миллиардов евро на субсидии, во все времена воспринимали крайне болезненно. Особенно сейчас, на фоне недавних массовых протестов фермеров.
Источник:
https://iz.ru/1700128/dmitrii-migunov/vtoroi-front-torgovaia-voina-grozit-es-i-kitaiu