Литва и Латвия понизили уровень дипотношений с Россией. Посол РФ в Вильнюсе должен будет покинуть Литву, а посол Литвы в РФ отзывается из Москвы. Генеральное консульство РФ в Клайпеде будет закрыто. При этом министр иностранных дел республики Габриэлюс Ландсбергис сообщил, что власти Литвы рассматривают вопрос закрытия границы с Россией и Белоруссией. Конкретные решения будут приняты позже. В некоторых СМИ появилась информация о подготовке Прибалтикой и Польшей полной транспортной изоляции России и Белоруссии. В МИД РФ ответили, что реакция на события не заставит себя ждать.
Кроме того, наблюдается тенденция массового сокращения российских дипмиссий европейскими странами. Более 40 российских дипломатов выслали Нидерланды, Бельгия, Ирландия и Чехия неделю назад.
Руководитель группы стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин оценивает ситуацию следующим образом. Продолжение контактов возможно даже без дипотношений, как, например, с Грузией, ведь речь идет не об их разрыве. Вопрос заключается в том, не последуют ли за Литвой и Латвией другие страны, которые разделяют их подход к отношениям с Россией в текущих обстоятельствах.
Вместе с тем, наиболее серьезное влияние приостановка транспортного сообщения с этими странами окажет на прерывание логистических каналов. Однако основной ущерб все равно нанесен теми решениями, которые принимаются в экономическом плане.
Важнейшие пути для грузовых перевозок в Россию проходят через Польшу и страны Балтии. Еще летом и осенью прошлого года во время кризиса на польско-белорусской границе логисты говорили о том, что полноценной замены этому маршруту нет.
Впрочем, специалисты предполагают, что такого грузового потока из Европы в Россию больше не будет, поэтому самое большое неудобство в связи с вышеупомянутым решением (если рассматривать Литву) может возникнуть у жителей Калининградской области. Литовский транзит довольно большой. Приличный объем грузов всегда шел и по железной дороге, и по автомагистрали. Если Польша поддержит Литву, то Калининград окажется в сухопутной блокаде. Единственные транспортные коридоры, которые сохранятся, – это Балтийское море. При этом встает вопрос, какие грузы, какой товар будут по нему доставлять.
Глава Калининградской области Антон Алиханов заявил, что желания прибалтийских стран или Польши недостаточно для ограничения транзита в Калининградскую область - решение могут принять только на уровне ЕС, и отметил, что для самих стран Прибалтики закрытие транзита окажется крайне болезненным. Алиханов указал, что логистика формирует 20-30% (в зависимости от страны) размера ВВП. Транспортный комплекс этих стран ориентирован на рынок России или транзитные грузы, которые идут через территорию РФ. Он сообщил, что в настоящее время транзит осуществляется в обычном режиме. Никаких официальных уведомлений о планах ввода каких-либо ограничений нет.
Губернатор также напомнил, что на паромную линию Балтийск - Усть-Луга планируется вывести ещё один (четвёртый) паром. При необходимости число паромов будет оперативно увеличено, предварительная проработка с Минтрансом России уже проведена.
Калининградские власти рассчитывают, что международные обязательства по обеспечению транзита в регион и экономические факторы для собственных экономик будут учитываться при принятии решений, но "готовы ко всем вариантам".
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5293694