Введение запрета на проезд европейских фур снова на повестке дня в России. В Беларуси, где товары перегружают на белорусские машины, побывала делегация в составе представителей Минтранса, Госдумы и отечественных перевозчиков.
В Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) сообщили, что первый замминистра транспорта Андрей Костюк отметил ценность полученной информации и необходимость учитывать интересы всех участников внешнеэкономической деятельности России при принятии решений. Мнение представителей российской делегации в АСМАП изложено следующим образом: "Положительные результаты в Республике Беларусь дают предпосылки для принятия аналогичных мер в Российской Федерации". Автомобильные перевозчики изначально были против допуска европейских фур на территорию России после закрытия Евросоюзом доступа российским компаниям на свою территорию. Однако импортеры выступили против. При этом очевидно, что в правительстве не торопятся вводить зеркальные ограничения.
Комментирует Георгий Властопуло, генеральный директор компании «Оптимальная логистика»:
«Когда был опубликован пятый пакет санкций, мы ждали ответные действия буквально со дня на день, с 16 апреля было уже запрещено въезжать. Через неделю Беларусь ответила зеркально, мы думали, что, скорее всего, это первая, скажем так, ласточка и наши дальше присоединятся. Но правительство посчитало, видимо, что это не несет какой-то глубокой целесообразности. Но, как мы видим, перевозчики продолжили гнуть свою линию, продолжили отстаивать свой бизнес. Они обратились с письмом, выехали с комиссией на границу Республики Беларусь, посмотрели, как происходят эти перецепки. Мы предполагаем, что, скорее всего, отзеркалят для того, чтобы хоть как-то дать возможность российским транспортным компаниям, которые работали на международном рынке, продолжить свою работу. Многие компании, которые занимались перевозками внутри России, начали снижать цены, потому что произошла релокация маршрутной сетки. Те компании, которые работали на европейские страны, вынуждены начинать искать что-то внутри России, соответственно, возникает дополнительное предложение со стороны перевозочных мощностей, это ведет к снижению стоимости перевозки. В общем, ничего хорошего, и в выигрыше никто не останется, если эти перевозчики начнут работать внутри России, поэтому надо дать им возможность вести свою операционную деятельность на европейских маршрутах».
Сложившаяся ситуация привела к тому, что на данный момент весь рынок перевозок между Евросоюзом и Россией монополизировали европейские компании. Сотни отечественных автоперевозчиков находятся под угрозой существования. Причин, по которым правительство не хочет вводить зеркальные ограничения, несколько.
Главные опасения озвучиваются Минпромторгом, Минсельхозом и объединениями грузовладельцев. Они заключаются в том, что введение такого запрета существенно повлияет на стоимость транспортной логистики и на сроки доставки. Есть мнение, что проблемы логистики во многом зависят от действий российских регулирующих органов, прежде всего — таможенных служб. Основные задержки, конечно, происходят при прохождении таможенных процедур, при оформлении самой процедуры перецепки. На границах с Латвией и Эстонией достаточно терминальных мощностей, чтобы этот груз обрабатывать. Скорее всего, главным вопросом будет прохождение погранпереходов и оформление таможенными органами самой передачи груза. Однако, таможенные органы в силах упростить и отработать эти процедуры.
Важный момент при введении запрета, если до этого дойдет, - исключение из него уязвимых категорий товаров. Речь идет о продукции, которую нельзя перегружать, а также у которой сроки доставки имеют существенное значение. Это опасные грузы, продукты питания, фармпродукты, медикаменты.
При этом стоит ожидать максимум содействия со стороны транспортно-логистических центров. Концепция по их развитию на границе была анонсирована еще несколько лет назад и не введена до конца по сей день.
Представители компаний, занимающихся международными перевозками, говорят о том, что логистические центры постепенно приспосабливаются к новым реалиям, настраивают инфраструктуру. Крупные организации покупают европейские тягачи или меняют российскую и белорусскую регистрацию транспортных средств на казахстанскую.
Сейчас грузы идут через Белоруссию с перецепкой. На границе ЕС и РБ российские или белорусские перевозчики принимают товары и везут их дальше самостоятельно. Однако на тех маршрутах, которые пролегают через границу РФ и ЕС, отечественные компании совсем не участвуют в перевозке.
Комиссия из России выехала в Брест с целью ознакомиться с практикой перегрузок/перецепок на границе Европейского союза и Белоруссии. Если она решит, что практика хорошо отработана, а перецепки не оказывают существенного влияния на сроки поставок товаров, вероятность принятия решения о зеркальном запрете значительно возрастет.
Автомобильные перевозчики имеют направления для переориентации. Прежде всего, важно сказать об увеличении потока товаров через Турцию, Армению и Грузию. Это новые перевалочные пункты для поставок товаров в Россию. Помимо этого, можно релоцировать компанию на Урал и возить товары из Китая или сосредоточиться на перевозках в страны СНГ.
Источники:
https://rg.ru/2022/05/15/v-rossii-vnov-obsuzhdaiut-zapret-proezda-evropejskih-fur.html
https://www.bfm.ru/news/499956