Один из самых крупных грузовых перевозчиков мира – датская Maersk – уходит из РФ. Компания уже проинформировала клиентов о прекращении работы и продаже всех активов в стране. Новые заказы не принимаются, вернуть уже ввезенные контейнеры планируется до конца апреля. Компания пообещала выполнить обязательства, если груз находится в пути. Однако уход Maersk не кажется чем-то критичным на фоне того, что в начале марте работать с Россией отказались три ведущие мировые контейнерные линии, занимающие в совокупности почти половину глобального рынка.
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло комментирует ситуацию: «Maersk до января 2022 года удерживал лидирующую позицию как крупнейший перевозчик с самым большим по вместимости контейнерным флотом. Компания выполняла для России десятки тысяч заказов, и, естественно, уход такого большого игрока может вызвать некую дестабилизацию рынка. Однако в текущих условиях и другие, не только Maersk, отказались довозить грузы до РФ. Это, например, MSC и HMM. Не принимают сегодня букинги на Россию через европейские порты. Вот ушла Maersk, но часть этих заказов без особой нагрузки могут взять другие перевозчики. Такие изменения, если бы это было до спецоперации на Украине, рынок бы почувствовал. В текущих условиях это не имеет никакого значения, потому что большинство контейнерных перевозчиков и так не берут букинги на Россию. Если другие компании не вернутся к работе, тогда будет плохо. Порты Санкт-Петербурга обрабатывали свыше 1,1 млн TEU в год. TEU — это 20-футовый эквивалент контейнера. Если они уйдут с рынка, то кто будет обрабатывать этот объем? Нам это грозит, не побоюсь этого слова, серьезным транспортным коллапсом».
Многие специалисты считают, что Maersk глубоко интегрирован в российскую и китайскую логистику, и его уход станет болезненным. Некоторые полагают, что ситуация предоставит новые возможности для других участников рынка. С инвестиционной точки зрения те, кто будет покупать у Maersk доли участия в портах, инфраструктуре, будут в выигрышном положении. Компании придется реализовывать инвестиции с дисконтом. С точки зрения транспорта и активной игры логистического гиганта на рынке, его развитии экспедиторского бизнеса многие грузовладельцы и экспедиторы при определенных сложностях в работе вздохнут свободно, так как поведение Maersk было во многом агрессивным.
В этот момент важно оперативно перегруппироваться и найти новые решения, использовать все открывающиеся возможности. Вполне вероятно, что высвобождающиеся рыночные доли сейчас начнут активно забирать российские контейнерные линии. Морские турецкие линии на данном этапе демонстрируют расцвет своей деятельности.
Источник: