11 санкционный пакет уже на подходе. Все мы помним, что еще в мае Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии, говорила, что он будет посвящен ужесточению контроля за действующими санкциями. Аналогично действует и Америка, которая в конце весны ввели ограничения против 71 компании, в том числе из Армении и Киргизии. ЕС также планировал добавить в черный список несколько десятков организаций по всему миру.
Однако на недавнем саммите «Европейский союз — Центральная Азия» председатель Европейского совета Шарль Мишель заявил, что ЕС не собирается вводить санкции против стран Центральной Азии за обход ограничений в отношении России. Евросоюз даже назначил спецпредставителя по санкциям Дэвида О'Салливана, который встречается с представителями стран региона и обсуждает с ними связанные с санкциями вопросы; с одной стороны, он пытается «убедить партнеров не помогать России обходить санкции», а с другой — прислушаться к тому, как эти меры влияют на них.
Получается, что теперь ЕС обещает не бить по странам Центральной Азии, а пользоваться знаменитой «мягкой силой».
Вместе с тем, эксперты полагают, что одно другому не мешает. Мониторинг вовлеченности юридических и физических лиц из стран региона в торговлю с Россией санкционными товарами будет идти. И наказание последует тогда, когда выяснится, что эти торговые объемы действительно позволяют Москве снивелировать санкционные ограничения.
Чего еще стоит ждать от стран Центральной Азии? Вот несколько важных моментов, иллюстрирующих сегодняшние настроения некоторых дружественных государств.
На том же саммите, к примеру, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал увеличение экспорта в ЕС и сохранение поставок нефти, а лидер Киргизии Садыр Жапаров сообщил, что потенциально регион может стать «хабом, соединяющим Европу и Азию».
И еще один значимый пункт. Санкционное давление на бизнес, включая сложности параллельного импорта, проблемы с банковскими трансакциями, с посредниками из Центральной Азии и многие другие трудности, – все это заставляет участников рынка искать новые схемы работы и уходить в полулегальную сферу. При этом чем более «серым» становится рынок, тем выше риски.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6027657
https://www.rbc.ru/politics/02/06/2023/6479ef339a7947fe85d2248b