На днях были приняты законы по использованию цифровых финансовых активов (ЦФА) во внешнеторговой деятельности. Банк России оперативно приступил к их реализации и представил на публичное обсуждение проект указания с требованиями к иностранному держателю ЦФА.
Согласно документу, хранить цифровые активы могут только те иностранные компании, которые по закону могут владеть и управлять ценными бумагами и имуществом в своей стране.
Они должны предоставлять российским площадкам (операторам информационных систем, ОИС) информацию о своих клиентах, как физических, так и юридических лицах, а именно ФИО, гражданство, дату рождения, номер документа, удостоверяющего личность, и другие личные данные клиента, а также информацию о количестве цифровых активов, принадлежащих его клиентам, и сведения об идентификации этих активов.
И здесь начинается самое интересное. Юристы указывают, что этот проект указания Банка России в части предоставления российскому ОИС информации о своих клиентах соответствует мировой практике по обмену информацией для обеспечения процедур комплаенса и KYC (Know Your Client, «знай своего клиента») в финансовой сфере. Операторы информационных систем должны обладать полной и достоверной информацией о конечных бенефициарах ЦФА, чтобы выполнить требования регулятора. Он в свою очередь исходит из принципа полного раскрытия информации о клиентах и их активах в ЦФА. И это в целом соответствует подходам, принятым в рамках стандартного антиотмывочного законодательства, которое является универсальным в мировой практике.
Но есть проблемы. Понятно, что в отсутствии полноценного вторичного рынка или какого-то «единого окна» для доступа ко всем первичным предложениям иностранному лицу придется получать статус иностранного номинального держателя у каждого ОИС. При этом компаниям из дружественных стран проще стать номинальным держателем, а посредникам из недружественных стран придется балансировать между санкционной повесткой и расчетами в ЦФА.
Кроме того, есть сомнения, что кто-то захочет раскрывать перед третьими лицами своих клиентов и контрагентов. Ведь это коммерческая тайна, и утечка информации такого рода может стать приговором бизнесу в условиях санкционного давления.
Как вести трансграничные расчеты с международными партнерами в настоящее время? Пишем об этом в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic .
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6865378