Во время встречи канцлера ФРГ Олафа Шольца и главы правительства Армении Никола Пашиняна в Берлине прозвучали высказывания двух премьеров о любопытных совпадениях внешней торговли. Лидеров спросили, как они относятся к сообщениям о том, что третьи страны помогают России обходить западные ограничения.
Суть реплики Шольца заключается в следующем: Германия надеется, ожидает или требует, чтобы санкции соблюдались. Ответ Пашиняна достаточно однозначен: цифры меняются, торговые связи развиваются, но слухи об обходе санкций через Армению остаются слухами.
При этом динамику армянского товарооборота сложно не назвать подозрительной. Вырос за год и экспорт из Германии в Армению, и из Армении в Россию. За прошлый год экспорт из Германии в Армению увеличился со 178 млн до 505 млн евро, а из ЕС в целом — почти вдвое. Одновременно экспорт из Армении в Россию в 2022 году вырос почти втрое. На других нейтральных рынках — Турции, Казахстана, Киргизии и так далее – динамика сопоставимая или как минимум сонаправленная. При этом скачок не обязательно связан только с санкциями: многие западные компании ушли из России из репутационных соображений, а спрос в стране остался.
Представители армянских СМИ говорят о том, что разговоры о помощи России в обходе западных санкций могут вестись на уровне сферы деятельности министерства экономики или туристических структур и так далее. Однако официальных предупреждений в связи с этим нет. Если даже такое давление есть, то оно невидимо.
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло рассуждает о том, велики ли риски для параллельного импорта, который не нарушает санкций.
«Я считаю, что наибольший риск для нас в организации этих новых цепочек поставок — это блокировка транзакций. Если мы не сможем осуществлять с нашими торговыми партнерами в «дружественных» странах транзакций в «недружественных» валютах, европейской валюте, долларах, то тогда эта схема усложняется. То есть нам придется торговать между «дружественными» странами валютами, отличными от «недружественных» стран, а дальше уже «дружественные» страны, каким-то образом конвертируя валюту «недружественных» стран, будут закупать товары, которые теоретически могут пойти дальше в Россию. И возникает сложность как в конвертации, так и в принципе в организации этих финансовых потоков, потому что это и время, и удорожание этих финансовых потоков, и это означает в конечном итоге удорожание той продукции, которая будет поступать на российский рынок».
Источник:
https://www.bfm.ru/news/520494