С конца марта введен строгий локдаун в Шанхае, одном из крупнейших городов мира. В нем проживает более 24 млн человек, что сопоставимо с суммарным населением трех крупнейших регионов России: Москвы (12 млн), Московской области (7 млн) и Санкт-Петербурга (5 млн). В прошлом году ВВП Шанхая составил $680 млрд, что сопоставимо с ВВП Польши ($720 млрд) и Швеции ($660 млрд).
Шанхай — это центр международной торговли и бизнеса внутри Китая. Там находится более 800 региональных штаб-квартир транснациональных корпораций, вроде Tesla, Apple и Coca-Cola. В Шанхае располагаются важные производства международных компаний. Volkswagen и General Motors открыли здесь свои совместные производства с государственной корпорацией SAIC Motor. Илон Маск выбрал Шанхай для первой в Азии гигафабрики Tesla. В Шанхае также располагается крупнейший в Китае производитель полупроводников SMIC.
Шанхайская фондовая биржа занимает третье место после Нью-Йоркской и Лондонской по показателю рыночной капитализации.
Порт Шанхая – крупнейший контейнерный порт в мире. В прошлом году его грузооборот составил более 47 млн TEU, что почти в три раза больше показателей самого загруженного порта в Европе — Роттердамского.
Карантин и постепенное снятие ограничений
С конца марта оживленный центр мирового бизнеса практически полностью парализован из-за вспышки коронавирусной инфекции — крупнейшей с самого начала пандемии. С 28 марта закрыт самый крупный восточный район Шанхая Пудун, а с 1 апреля — западная часть города Пуси. По данным на середину апреля, количество зараженных коронавирусом в Шанхае превышало 350 000 человек, количество умерших составило 25 человек. Китайские власти, следуя провозглашенной политике «нулевой терпимости», борются с инфекцией путем тотальных ограничений и жесткого карантина.
В результате закрытия города на карантин были разорваны важные логистические цепочки. В доках Китая сейчас застряли 506 судов — это на 195% больше, чем в феврале, и это 27,7% от всех судов, ожидающих погрузки в портах мира.
Во второй половине апреля власти начали постепенно смягчать ограничения, пытаясь сократить в какой-то степени ущерб для экономики. Некоторым предприятиям разрешили возобновить производство в условиях «замкнутого цикла», при котором рабочие живут на производстве и регулярно проходят тестирование. Возобновила производство фабрика Tesla. Однако за три недели простоя объем производства компании сократился на 50 000 автомобилей. Последствия закрытия еще предстоит подсчитать.
17 апреля Шанхайская международная портовая группа (SIPG), управляющая всеми общественными терминалами в порту Шанхая, заявила, что опасные грузы могут обрабатываться в обычном режиме, добавив, что опасные грузы категорий 8 и 9 могут быть выгружены со склада.
21 апреля перевозчик Maersk сообщил об улучшении ситуации с освобождением места в терминалах от опасных грузов и рефрижераторов, которые скопились там в большом количестве, за счет оптимизации внутренней планировки, проинформировал о частичном возобновлении работы некоторых складов в Шанхае и о планах снова начать прием рефрижераторных и DG-грузов в Шанхай.
19 апреля Ву Чунген, представитель министерства транспорта Китая, заявил, что суда провели у причала в Шанхае в среднем 0,99 дня за неделю, закончившуюся 17 апреля, что на 12% меньше, чем в январе и феврале, но больше на 2% по сравнению с прошлым годом. Он добавил, что на той же неделе суда магистральных операторов провели в порту Шанхая в среднем 2,02 дня, что на 44% меньше, чем год назад, и на 2% меньше, чем в январе и феврале.
С конца марта и до сих пор Шанхай остается полем битвы между коронавирусом и интересами китайского и международного бизнеса.
Риски для мировой экономики
В первом квартале этого года рост ВВП в Китае составил 4,8%, что выше предварительных прогнозов. Однако основной рост пришелся на январь и февраль этого года, а в марте, когда был объявлен локдаун, рост начал замедляться. Аналитики предполагают, что в апреле показатели будут еще ниже, а некоторые даже предупреждают о риске рецессии. Если говорить о проблемах экономики, то уровень безработицы в марте достиг рекордных с мая 2020 года 5,8%, а розничные продажи сократились на 3,5% по сравнению с прошлым годом.
Недавно четыре крупных международных банка — Bank of America, Barclays, Standard Chartered и UBS — понизили прогноз по росту экономики Китая за 2022 год. UBS сократил прогноз с 5% до 4,2%, Bank of America — с 4,8% до 4,2%, Barclays — с 4,5% до 4,3%, а Standard Chartered — с 5,3% до 5%. Среди причин своего решения банки указали вспышки коронавируса в Китае, жесткие локдауны и политику «нулевой толерантности».
Китай — это страна, которая является крупнейшим драйвером глобального экономического роста. Нынешний локдаун создает более серьезные риски для мировой экономики, чем кризис 2020 года, потому что с тех пор мир стал сильнее зависеть от китайского экспорта, доля которого в 2021 году выросла на 15,4%. Есть прогнозы специалистов, согласно которым локдаун в Шанхае приведет к спаду спроса на нефть и, как следствие, падению цен. Однако, на данный момент, цены на нефть остаются стабильно высокими.
Источники:
https://container-news.com/shanghai-works-to-regain-pre-lockdown-productivity/
https://www.forbes.ru/biznes/463339-kak-total-nyj-lokdaun-v-sanhae-paralizoval-ekonomiku-kitaa