Текущая ситуация в сфере авиаперевозок
Приводим краткий обзор ситуации, сложившейся на сегодняшний день в области грузовых авиаперевозок.
Напоминаем, на данный момент закрыто авиасообщение со следующими странами: Австрия, Албания, Ангилья (заморская территория Британии), Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Дания (в том числе Гренландия, Фарерские острова и территориальное море), Джерси, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская республика, Швеция, Эстония.
Кроме того, ведущая японская авиакомпания Japan Airlines в среду приняла решение об отмене шести запланированных на март рейсов между Токио и Москвой. Japan Airlines также отменила ряд мартовских перелетов между Токио и Парижем, Хельсинки, а также Франкфуртом.
Казахстанская компания Air Astana и ее «дочка» FlyArystan приостановили полеты в некоторые регионы России. Рейсы в Москву из Нур-Султана и Алматы продолжат выполняться.
По направлениям Европа, США сейчас нет рейсов на Москву;
Тайвань – выполняет рейсы только Mahan Air через Иран (транзит около 10-15 дней, возможно дольше), ближайшие рейсы с конца марта;
Корея – выполняет рейсы только Etihad Airways через Дубай, появился рейс AirBridge на 13 марта, Air Astana – узкофюзеляжный борт;
Китай – отмена рейсов AirBridge (ими отправляли все опасные грузы и батарейки), China Eastern из Пекина, Аэрофлот, Korean Air,; на данный момент работают Air China, Авиастар-ТУ, Атран, China Eastern из Сианя.
Оптимизация полетных расписаний
Авиакомпании работают над оптимизацией полетных расписаний как за пределами России, так и внутри.
Калининград
В связи с закрытием воздушного пространства для российских авиакомпаний странами Европейского союза теперь отечественным перевозчикам приходится делать крюк для обхода воздушного пространства стран Балтии. Это увеличивает продолжительность рейсов и требует дополнительных топливных затрат.
Российская авиакомпания Utair сообщила о временной приостановке полетов в Калининград.
Внутри России
На других внутрироссийских направлениях также производится оперативная оптимизация транспортной работы авиакомпаний. Так, «Ижавиа» с 28 февраля прекратила полеты на Южный Урал из Петербурга. За неделю две авиакомпании отказались от рейсов в Челябинск. Red Wings отменила субсидированные рейсы Челябинск – Уфа и Уфа – Челябинск.
Тем временем Uzbekistan Airways назначила дополнительные рейсы из Ташкента в Москву и Петербург.
Воздушный флот
Вспомним о том, что Росавиация рекомендовала авиакомпаниям РФ, имеющим самолеты в иностранных реестрах, приостановить рейсы с 6 марта за рубеж, а из-за рубежа – с 8 марта. В ведомстве рекомендацию связали с рисками арестов и задержаний воздушных судов. Например, власти Великобритании уже разрешили задерживать российские самолеты, который попадут в воздушное пространство королевства. Теперь любое вхождение российского самолета в воздушное пространство Великобритании будет приравнено к уголовному преступлению. «Аэрофлот», «Победа», S7, Smartavia и «Победа», Nordwind, Pegas Fly, Azur Air и iFly уже приостановили зарубежные рейсы.
Правительство тем временем ищет возможные пути решения проблемы удержания и обеспечения работоспособности имеющегося воздушного флота.
В числе первых идей было предложение Минтранса России продлить на полгода сертификаты летной годности самолетов, срок действия которых истек 1 марта. Ведомство предлагает продлить срок использования технической документации на иностранные самолеты без техподдержки разработчика до 1 сентября. Помимо этого Минтранс хочет допустить сторонние компании к ремонту самолетов при их соответствии руководству по деятельности ремонтной компании.
Однако предложенный план продления сертификатов летной годности иностранных самолетов и их самостоятельного обслуживания в РФ вызвал критику участников рынка. Отсутствие обновлений ПО и авторского надзора разработчиков, говорят игроки, может серьезно повлиять на безопасность полетов. Грозят сложности и российскому парку SSJ, которому французский производитель отказал в обслуживании двигателей.
На днях стало известно, что правительство готовится насильно удержать часть иностранных самолетов на территории РФ. По данным “Ъ”, Минтранс подготовил документ, согласно которому любой возврат судна и двигателя иностранному лизингодателю должен быть одобрен правкомиссией по импортозамещению. Если возврат не разрешен, авиакомпаниям предложили продолжать пользоваться техникой до окончания срока лизингового контракта, оплачивая его в рублях. Некоторые аналитики называют это фактической конфискацией, тогда как другие видят в этом способ сохранить флот, переложив ответственность за это решение на государство, а не перевозчиков.