Мы уже писали о непростой ситуации, наблюдающейся со второй половины декабря на станциях московского транспортного узла, принимающих контейнеры из Китая (полный текст новости по ссылке https://optimalog.ru/news/vorsino-segodnya/?sphrase_id=417 ). Теперь эту тему подняли крупные информационные агентства и федеральные издания.
Они говорят о том, что в настоящий момент на железной дороге скопилось огромное количество брошенных контейнерных поездов. К этому привел в том числе высокий спрос и объем импорта накануне новогодних праздников, его существенное превышение над мощностями терминалов, а также недостаточно высокая скорость развоза.
Георгий Властопуло, генеральный директор компании «Оптимальная логистика» ответил на вопросы, касающиеся причин сложившейся ситуации.
Каковы на Ваш взгляд главные причины образования таких серьезных заторов на терминалах по приему грузов из Китая?
Стоит выделить две проблемы. Во-первых, как всегда, Россия не ждала такую снежную зиму. Кроме того, стоит понимать, что нагрузка на железные дороги – это не только контейнерные перевозки. Напомню, их объем составляет всего 64,6 млн тонн. В то время как общая нагрузка на сеть измеряется 1,283 млрд тонн. Везут и уголь, и железную руду, и другие насыпные и навалочные грузы. В январе огромное количество железнодорожных составов скопилось в портах из-за того, что грузы из-за температурных колебаний смерзлись. На их выгрузку для дальнейшей отправки на экспорт потребовалось в 3-4 раза больше времени, чем раньше.
Что еще повлияло на скопление составов?
Конечно, это целый комплекс причин. В их числе стоит отметить также инфраструктурные проблемы, резко выросшую нагрузку на сеть железных дорог, резкий рост спроса. Нельзя не упомянуть и такой фактор, как нехватка обслуживающего персонала. В период подъема заболеваемости новым штаммом коронавирусной инфекции «омикрон» огромное количество машинистов не выходит на рейс. Локомотивами просто некому управлять.
Итак, в конце декабря ОАО РЖД ввело конвенционный запрет на отправку составов в адрес терминалов Ворсино и Белый Раст. Но скопления контейнеров еще не разобрали. Тем временем альтернативные станции (Электроугли, Ховрино), куда прибывали переадресованные поезда, также начинают переполняться. При этом перенаправить состав на любой терминал в Московской области возможности нет, так как далеко не каждая станция имеет зону таможенного контроля. Грузовладельцы терпят потери как минимум в размере 5 тыс. рублей на контейнер в сутки.
Существует еще проблема брошенных поездов. Такой статус получили в пути многие составы. Для них нет даже ориентиров по прибытии на станции назначения.
Грузы, которые все же доходят, обрабатываются с задержками. Везде наблюдается одинаковая проблема: отсутствие возможности оперативного вывоза в связи с перегруженностью автоперевозчиков, имеющих заказы на три-семь дней вперед.
Некоторые контейнеры простаивают с середины декабря, очередь двигается очень медленно. Высокая загруженность инфраструктуры в московском и ряде соседних регионов наблюдается с конца декабря. Участники рынка не ожидают нормализации ситуации раньше марта—апреля.
Компаниям-перевозчикам часто приходится действовать альтернативными способами. Сначала товар доставляется в Европу, затем отправляется автомобилем в Москву и область. Так удается сократить транзитное время почти в два раза — до 35 дней.
В РЖД отмечают, что ситуация улучшается с каждым днем. По последней информации, поступившей от представителей РЖД, ограничения погрузки всех грузов, кроме продовольственных и скоропортящихся, назначением на станцию Ворсино снимаются с 10 февраля в связи с нормализацией положения по выгрузке вагонов.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5207718
https://www.interfax.ru/business/821437
https://www.forbes.ru/biznes/455281-rzd-ogranicili-dostavku-kontejnerov-v-podmoskov-e-iz-za-peregruzki