«Известия» пишут о том, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) начала перезаключать договоры с российскими авиакомпаниями, повышая размер ставки аренды самолетов. Речь идет об увеличении размера сборов на 30% — они повысятся для «Аэрофлота», «России», S7 Airlines и «Ямала». Всего корректировка затронет контракты по 37 импортным самолетам, принадлежащим ГТЛК.
В прошлом году ГТЛК зафиксировала рекордный для себя убыток в 55,8 млрд рублей на фоне санкций и потери части флота за границей.
Всего у компании оставалось за рубежом 37 самолетов, к большинству из них специалисты организации даже не могли подойти для проверки их техсостояния и обслуживания. Другие 37 бортов находятся в России и продолжают эксплуатироваться отечественными компаниями.
Кроме того, у компании сохраняются обязательства по выплате долга и процентов перед держателями нескольких выпусков еврооблигаций ее дочерних структур. Задолженность перед держателями евробондов уже составляет около $3,75 млрд.
ГТЛК планирует дополнительно приобретать самолеты для поставок их в лизинг российским авиакомпаниям, на что тоже потребуются средства.
Всего в России, по данным Минтранса по состоянию на 2022 год, эксплуатировалось 738 самолетов зарубежного производства. Поэтому увеличение лизинговых ставок по 37 из них эквивалентно 5% парка. В авиакомпаниях опасаются дальнейшего повышения ставок от ГТЛК.
Увеличение сборов может быть обусловлено не только попытками ГТЛК решить финансовые сложности.
Несмотря на то, что платежи в адрес иностранных авиапроизводителей сегодня не проходят из-за введенных западными регуляторами санкций, средства всё равно аккумулируются на счетах (в рублях). Соответственно, по мере обесценения национальной валюты растет и величина ставок. Второй причиной роста стало увеличение стоимости обслуживания находящихся в собственности ГТЛК машин на фоне удорожания поставок деталей из-за рубежа.
Несмотря на то, что на лизинг приходится 20-25% от всех расходов перевозчиков, другие издержки также растут. Авиакомпаниям на фоне низкого спроса на зарубежные перелеты и роста стоимости топлива, конечно, придется компенсировать возрастающие расходы повышением стоимости перелетов.
Со своей стороны, мы отмечаем не только рост ставок на грузоперевозки отечественными авиакомпаниям. На этой неделе китайские линии тоже стали поднимать тарифы на перевозки. По нашим наблюдениям, рост уже составил порядка 10%.
Источник: