Обновленная редакция правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта вступит в силу с 1 сентября. Тем не менее эти изменения рынок может почувствовать раньше. Тестировать правила могут начать уже с начала года, чтобы через квартал, возможно, внести коррективы.
Каков новый порядок?
Первыми будут ехать грузы, приоритетность которых определена федеральными законами (воинские, специальные и т. п.), плюс грузы для северного завоза. Вторыми будут двигаться грузы для ликвидации ЧС и последствий военных действий и незаконного вмешательства на территориях субъектов РФ, где действуют отдельные спецрежимы. Третьими – коммерческие грузы, в приоритете грузы, перевозимые на основании отдельных актов президента и правительства: к ним относятся экспортные потоки энергетического угля, вывозимого из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тывы и Якутии, занимающие значительную долю дефицитных мощностей Восточного полигона. Четвертыми – транзитные. Пятыми – субсидируемые грузы. Шестыми — грузы во внутригосударственном сообщении, начиная с перевозок для государственного материального резерва, далее следуют отправки социально значимых товаров, грузов для ЖКХ и энергетики и посевной кампании. Замыкаются новые ПНД перевозками сырьевых неэнергетических грузов, а также сырьевых энергетических грузов в полувагонах от угледобывающих компаний, последняя категория — иные грузы.
Какие есть спорные моменты?
Дискуссии ведутся по поводу приоритета (категория 6.5) для предприятий для грузов, направляемых в адрес или с предприятий непрерывного производства. У участников рынка возникают вопросы о том, где будут установлены границы непрерывного производства.
Категория 8 предоставляет приоритет перевозкам грузов в контейнерах в составе контейнерных поездов, при этом внутри этой категории первыми идут экспортные перевозки сельхозпродукции, продовольствия и продукции ЛПК, отправляемой ее производителями, а также внутренние перевозки контейнерных грузов предприятий МСП. Участники рынка обращают внимание на то, что, хотя логика в пропуске контейнерных поездов в ускоренном порядке понятна, в ряде случаев она может существенно перекосить структуру перевозок. Так, например, есть виды продукции, которые можно отправлять как в контейнерах, так и в полувагонах. Однако если вместимость инновационного полувагона составляет 75 тонн, то предельная емкость опен-топа — 59 тонн. Но наличие приоритета подталкивает грузоотправителя к использованию менее эффективного с точки зрения использования провозных способностей инфраструктуры типа подвижного состава, то есть контейнеров, что может негативно сказаться на скорости движения на сети.
Еще одна проблема – контроль за корректностью обработки заявок в соответствии с ПНД. В новой редакции документа, как и ранее, органом, отвечающим за рассмотрение жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре, а грузоотправителям — к перевозке грузов, назначена ФАС. Однако ФАС не получает в независимом порядке информацию о поданных заявках ГУ-12 — их собирают и обрабатывают структуры ОАО РЖД.
При этом вопрос о независимом арбитре, который мог бы решать спорные вопросы обработки заявок, поднимался неоднократно. Но РЖД настаивают, что контроль за исполнением ПНД ведет ФАС России «и до настоящего времени его эффективность не вызывала сомнений».
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6478443