Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минтрансу проработать вопрос введения долгосрочных договоров с взаимной финансовой ответственностью по принципу «вези или плати» (ship-or-pay) между контейнерными операторами и транспортно-логистическими центрами (ТЛЦ).
Кому это нужно?
Поводом для проработки вопроса стало обращение к вице-премьеру ГК «Фининвест» Александра Кахидзе. один из крупнейших инвесторов в сеть ТЛЦ на сети РЖД. Группа уже ввела четыре ТЛЦ — в Москве («Ховрино»), Подмосковье («Электроугли»), Новосибирской («Сибирский») и Свердловской («Уральский») областях. Компания создает центр «Артем», который должен стать крупнейшим «сухим портом» в России. Всего группа планирует создать 11 подобных центров совокупной мощностью 5,65 млн TEU за 120 млрд руб.
В условиях отсутствия финансовой поддержки от федерального правительства в виде субсидирования процентной ставки собственник «Фининвеста» просит у кабмина обеспечить стабильно прогнозируемые объемы перевозок через ТЛЦ, а также «гарантии согласования и исполнения в полном объеме заявок на перевозку грузов в составе контейнерных поездов для ТЛЦ, в том числе на лимитирующие направления».
В чем суть?
Принцип предполагает обязательства операторов гарантировать объемы перевозок через терминалы в обмен на предоставление им приоритета транспортировки контейнеров по железной дороге.
Зачем это нужно?
Ухудшение макроэкономических условий создает риски для рентабельности и сроков создания сети ТЛЦ в России: проекты создания центров реализуются без господдержки, на кредитные средства, характеризуются высокими инвестиционными затратами и значительной долговой нагрузкой. Из-за этого они подвержены внешним макроэкономическим политическим факторам, не зависящим от инвестора.
Кроме того, операционная деятельность ТЛЦ становится убыточной при ключевой ставке, превышающей 12% годовых. В то время как Центробанк в декабре прошлого года поднял ее до 16% годовых.
Внедрение контрактов «вези или плати» позволит снизить риски потерь инвестсредств ТЛЦ в условиях ограниченных мощностей Восточного полигона, повысит ответственность инвесторов за развитие транспортно-логистической инфраструктуры, установит для всех участников перевозочного процесса требования к объему и качеству транспортных услуг.
Какие есть риски?
Разговоры о введении условия «вези или плати» ходят уже давно. В РЖД поддерживают заключение долгосрочных контрактов на таких принципах. Еще в 2021 году Андрей Белоусов поручал РЖД ввести принцип «вези или плати» для угля. Механизм должен был помочь разгрузить Восточный полигон. Предполагалось, что с 1 января 2025 года система заработает для железнодорожных перевозок всех видов грузов. В итоге в мае 2022 года правительство отозвало законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати».
Участники рынка говорят, что новый механизм в случае внедрения позволит систематизировать взаимоотношения отправителей, с одной стороны, и операторов и экспедиторов — с другой. Но применение данного правила по отношению только к ТЛЦ — «дискриминация». А в случае применения правила ко всем владельцам подъездных путей механизм может привести к «перетягиванию одеяла» в пользу производств, имеющих собственную железнодорожную инфраструктуру. Важно, чтобы правило ship-or-pay работало и в обратную сторону — в отношении РЖД, если монополия приняла план в работу и не обеспечила его. При этом никто не отрицает тот факт, что поддержка ТЛЦ нужна.
Источник:
https://www.rbc.ru/business/02/04/2024/660ac1f59a79470288836a25
https://www.tks.ru/reviews/2024/04/02/03/
https://www.alta.ru/logistics_news/109441/