Китай стал главной целью политики импортных пошлин американской администрации. Специалисты утверждают, что в итоге это может вызвать существенный рост поставок в третьи страны, куда устремятся потоки китайских товаров. Затронет ли эта тенденция Россию, расширяющую торговлю с Китаем в последние годы? Пытаемся разобраться.
Для начала скажем, что на фоне кризиса на национальном рынке недвижимости Китай сделал ставку на рост экспорта. В последнее время экономический рост страны подстегивается постоянным увеличением поставок за рубеж.
Китай стал наращивать свой экспорт в крупнейшие развивающиеся страны еще в прошлые годы на фоне охлаждения отношений со своим главным рынком сбыта — США. К примеру, доля Бразилии в китайском экспорте с 2017 по 2024 год выросла с 1,2% до 2%, Индии — с 2,9% до 3,4%, Индонезии — с 1,4% до 2,1%, а Вьетнама — с 2,4% до 4,5%. В целом доля упомянутых стран увеличилась в полтора раза, с 8% до 12%. А в абсолютном выражении этот рост еще более впечатляющий. К примеру, поставки во Вьетнам подскочили с $58 млрд до $111 млрд.
Россия в списке торговых партнеров КНР занимает не последнее место. Товарооборот и в 2010-е быстро рос год за годом. Если в 2019 году импорт России из Китая составлял около $50 млрд, то в 2024-м он достиг $116 млрд — и это без учета торговли через третьи страны.
Однако ситуация, когда китайские товары затопят и российский рынок, угрожая импортозамещению, маловероятна.
Во-первых, пошлины введены относительно недавно и пока рано делать выводы. Перенаправить большой объем товаров на другие рынки Китаю будет непросто, так как емкость этих рынков больше не стала.
Во-вторых, китайские коммерсанты не рассматривают российский рынок настолько перспективным и стратегически важным. По всей видимости, сейчас они удовлетворены текущей ситуацией.
В-третьих, не стоит забывать про масштабные изменения издержек торговли как за счет изменений курса, так и за счет удорожания логистики и проведения платежей с последующим частичным откатом после адаптации к санкциям. Пространство для маневра у китайских производителей вполне находится в пределах изменений, к которым российские потребители и производители уже в значительной степени адаптировались.
По всей видимости, пик экспансии китайских товаров уже прошел в 2023–2024 годы, когда в силу геополитических и санкционных причин китайская продукция наиболее активно замещала ушедшие западные бренды. Некоторое увеличение поставок из Китая в РФ может иметь место, но маловероятно, что оно будет существенным.
Пишем о российско-китайской торговле в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источник: