С легкой подачи главы РФПИ и российского переговорщика с США Кирилла Дмитриева нарисованный от руки план строительства тоннеля между Чукоткой и Аляской теперь гуляет по сети. Проект уже называют «тоннелем Путина-Трампа» и вовсю разбирают сложности его реализации и вообще целесообразности. Давайте и мы немного углубимся в тему.
Начнем с того, что идея совсем не нова. Тема возможного соединения территорий России и США через Берингов пролив обсуждается с конца XIX века. Впервые об этом заговорил первый губернатор Колорадо Уильям Гилпин. В 1890 году он выпустил трактат «Космополитическая железная дорога», в котором предложил объединить Америку и Евразию одной магистралью, для которой нужно было бы построить мост через 86-километровый Берингов пролив.
Затем последовало несколько приливов энтузиазма к строительству магистрали, но, как мы видим, проект так и остался проектом.
Техническая сторона вопроса
Строительство тоннеля считалось технически осуществимым еще в XIX веке. Создание подводных тоннелей такой длины — давно освоенная человечеством задача. Хотя говорить о ее простоте, конечно, не приходится.
Железные дороги
С двух сторон к тоннелю должна быть подведена железная дорога. В России придется продлить железнодорожную ветку, которая заканчивается сейчас в Якутске, до села Уэлен на Чукотке. Это примерно 3700 км железных дорог. С американской же стороны нужно будет продолжить еще около 2000 км железнодорожных путей.
Разница в ширине путей и колесных пар между российскими и американскими дорогами для нынешних технологий не помеха, так как существует технология автоматической смены колесных пар, которая происходит даже без остановки поезда.
При этом стоит понимать, что железные дороги в США не в чести — путешествуют американцы самолетами, а грузы предпочитают возить морем или по шоссе. На Аляске есть железная дорога, но она не прорезает весь штат, с момента своего создания целиком связанный с морем и побережьем. С российской стороны Чукотка тоже далеко не самый развитый в логистическом отношении регион — а ведь для того, чтобы строительство тоннеля имело смысл, по нему должен проходить огромный грузопоток, доходы от которого покроют многомиллиардные расходы на строительство.
Финансирование
Однако определяющим все-таки является экономический фактор. А как у нас с деньгами в государстве дела обстоят вы и сами знаете не понаслышке.
К тому же всегда до этого существовала проблема невозможности договориться партнерам на всех этапах строительства.
Выходит, пока российская сторона просто перебирает проекты, которые могут заинтересовать Трампа. В то время как действительной экономической целесообразности в строительстве туннеля нет.
Следим за развитием транспортной инфраструктуры в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источники:
https://iz.ru/1974579/2025-10-18/cto-izmenit-stroitelstvo-tonnela-cerez-beringov-proliv-razbor
https://www.gazeta.ru/science/2025/10/18/21875744.shtml?updated
