РЖД планируют нарастить транзитные перевозки до 4 млн контейнеров 20-футового эквивалента (twenty-foot equivalent unit, TEU) максимум к 2027 году. Это почти в четыре раза больше, чем было в 2021 году. Об этом сообщил Алексей Шило, заместитель гендиректора компании.
В прошлом году транзит контейнеров через Россию вырос на 43%, до 1,1 млн TEU. В общей сложности перевезено 6,5 млн TEU (основная часть — внутренние перевозки). За последнее пятилетие объемы контейнерных перевозок удвоились.
Специалисты отмечают, что транзит контейнеров достиг абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог. В немалой степени это связано с высокими ставками на альтернативных маршрутах между Азией и Европой, а также антикоронавирусными ограничениями в портах Европы и Китая. Грузоотправители все больше интересуются сухопутными маршрутами, так как они дешевле, быстрее и безопаснее. Сухопутный транзит привлекателен и для Японии, Южной Кореи. В комплексе это создает потенциал для дальнейшего роста транзита. Аналитики считают, что в ближайшие годы транзитные перевозки покажут двухкратный рост. На рынке, очевидно, появятся новые игроки.
Однако, по мнению некоторых участников рынка, для увеличения транзита контейнеров в четыре раза, существует несколько препятствий. Это низкая пропускная способность погранпереходов, медленная работа таможенных сервисов, чрезмерная загрузка портовой инфраструктуры, дефицит перегрузочных мощностей, нехватка платформ для контейнеров, острая потребность в квалифицированном рабочем персонале. Эпидемиологические ограничения также накладывают свой отпечаток.
Специалисты говорят о том, что для реализации плана в 4 млн TEU транзитных контейнеров потребуется частичное высвобождение Транссиба под контейнерное движение. Учитывая отставание по реконструкции Восточного полигона это может нарушить планы увеличения экспорта угля и даже создать определенные риски для экспортеров. Выявленные на сегодняшний день «узкие места» нуждаются в серьезных дополнительных инвестициях, а именно в создании терминалов и развитии пунктов пропуска в Китае, Казахстане и России. Необходим также поиск новых точек выхода маршрутов в Европу.
Источники:
https://www.rbc.ru/business/28/01/2022/61f2a8c19a79470d73b3dbab?from=from_main_11