Проблема контейнерных перевозок и варианты ее решения
В последние дни тема контейнерных перевозок неоднократно поднималась на самых высоких уровнях. Вчера прошло совещание президента с членами кабинета министров, на котором Виталий Савельев докладывал о вывозе грузов с Дальнего Востока.
В числе главных предложений Минтранса следующие.
Во-первых, увеличение тарифов в 2023 году на контейнерные перевозки на восточном направлении с одновременным снижением перевозок в порты северо-запада.
Мотивация: при увеличении тарифа условно на 10% удорожание товаров составит не более 1%. Однако спрос на вывоз контейнеров на северо-запад будет простимулирован, конкурентоспособность маршрута повышена, объемы перевозок через порты северо-запада возрастут.
Однако возможный размер данных скидок и надбавок указан не был. Предельный размер скидки, которую имеет право давать предоставлять РЖД контейнерным грузам, — 50%.
Важно отметить, что сейчас в российские порты Балтики контейнеровозы практически не заходят – санкции. Мировые контейнерные перевозчики ушли, а крупные европейские хабы не работают с российскими контейнерами.
Эксперты полагают, что повышение тарифов для контейнеров только увеличит доходы РЖД. Восточный полигон это не разгрузит и провозную способность не увеличит.
Во-вторых, продление на 2023 год действия скидки на перевозку контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока.
В-третьих, увеличение количества поездов, вывозящих контейнеры в полувагонах из портов, с одного до пяти составов в сутки, что позволит вывозить до 710 контейнеров ДФЭ в сутки, или до 21 тыс. ДФЭ в месяц.
В-четвертых, вывоз контейнеров из дальневосточных портов с помощью автомобильного транспорта.
Интересно, что сам Васильев отметил, что доля автотранспорта в перевозках контейнеров на Дальнем Востоке уже составляет 9% и характеризовал показатель как максимальный для использования на таком большом плече.
В-пятых, увеличение количества контейнерных поездов до трех пар в сутки в восточном направлении за счет снижения перевозок некоторых товаров, в том числе угля.
Мотивация: это увеличит импорт, а также вывоз экспортных грузов. Ожидаемый выпадающий объем отгрузок энергетического угля составит порядка 800 тыс. тонн до конца года, или 1,4% годового объема. Его планируется добрать в следующем году до 15 апреля.
При этом главными причинами проблем Минтрансу видятся:
✓ограничение морских перевозок на Северо-Западе,
✓ковидные локдауны в Китае,
✓ежегодное повышение спроса перед новогодними праздниками.
Ситуация в портах
Российские порты сейчас действительно находятся на грани коллапса. Хабы того же Владивостока забиты по максимуму. Суда стоят. Товар, например, из Китая может ехать несколько месяцев.
С тех пор как логистические цепочки из-за санкций пришлось переориентировать с запада на восток, порты Владивостока работают на пределе возможностей. В ДВТУ заявили об их загруженности на 95-100%. Ждать своей очереди на разгрузку некоторым судам приходится по несколько недель, особенно долго большим контейнеровозам из Китая.
Комментирует генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
«Срок ожидания у судов, принадлежащих китайским, например, компаниям может доходить до 3-4 недель. В этот период судно просто стоит на рейде, ожидает выгрузки. Да, контейнеровозы пытаются заходить в разные порты. Но их технические характеристики, а также то, как должна производиться выгрузка, имеет большое значение. В настоящее время все суда разнокалиберные. У каких-то вместимость 100 контейнеров, у других – 400 или 2000. Соответственно, работы по их разгрузке производятся по-разному».
Логистические компании предупреждают, ждать доставку товаров из Китая придется от 90 до 120 дней.
Причем задержки с логистикой и проблемы поставок начались еще во время пандемии.
Ждать разгрузки дольше обычного приходится и в Новороссийске. С трудом справляются с наплывом судов и порты Астрахани, хотя там принимают в разы меньше контейнеров, чем на Дальнем Востоке. Через Каспий приходят грузы в основном из Ирана, привозят практически все: от медикаментов до электроники. Но инфраструктура астраханских портов, изначально предназначенная для экспорта зерна, к приему большого количества контейнерных грузов попросту оказалась не готова. Сейчас там наблюдаются проблемы с мощностями по перевалке, наличием рабочего персонала, который должен понимать, что делать с контейнерами, знать, как грузить товар, а также незначительными экспортными поставками в том направлении.
Источники:
https://www.m24.ru/videos/transport/17112022/522200