Не успели Россия и Китай на правительственном уровне договориться о развитии платежно-расчетной инфраструктуры, как санкционный регулятор США — Управление по контролю над иностранными активами американского Минфина (Office of Foreign Assets Control, OFAC) — выпустило предупреждение для иностранных финансовых организаций о рисках сотрудничества с российскими банками за рубежом.
Разбираемся, о чем договаривались Михаил Мишустин с Ли Цяном, помогут ли эти договоренности в решении проблем с расчетами между странами и как Америка планирует наказывать за работу с филиалами российских банков.
Так вот, в совместном коммюнике по итогам встречи между премьер-министром России Михаилом Мишустиным и премьером Госсовета КНР Ли Цяном было сказано о намерении способствовать открытию филиалов и дочерних организаций банков в двух странах, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование каналов расчетов в торговле между Россией и Китаем.
Какие российские банки есть в Китае, а китайские — в России?
В Китае действует «ВТБ Шанхай» — «дочка» российского госбанка. В феврале 2024 года заявлялось о планах открыть филиалы банка в Пекине и других городах Китая. Планы по открытию филиалов в Китае также есть у Сбербанка. Альфа-банк планирует открыть отделения в Пекине и Шанхае в третьем квартале 2025 года. Газпромбанк хочет открыть офис в Китае до конца 2024 года, сейчас у ГПБ есть только представительство в Пекине. Также представительство в Пекине есть у Промсвязьбанка и Сбербанка.
В России, в свою очередь, работают китайские «дочки» ICBC (Industrial & Commercial Bank of China), Bank of China, CCB (China Construction Bank) и Чайнасельхозбанк, а также представительства ряда других китайских банков.
Америка предупреждает…
Теперь про американские угрозы. Заместитель министра финансов Уолли Адейемо заявил, что США намерены преследовать страны, которые позволяют российским банкам открывать филиалы на их территориях. По его мнению, такие дочерние структуры будут использоваться для обхода западных ограничений.
«Мы будем преследовать не только филиал, который они открывают, но и другие организации и компании в вашей юрисдикции, которые с ними сотрудничают», — отметил г-н Адейемо. При этом предостережение касается не только российских банков, которые находятся в санкционных списках.
Иностранные регуляторы и финансовые организации «должны быть осторожны» в отношении любых сделок с «дочками» российских банков и финансовых компаний, в том числе к их попыткам «открыть новые филиалы», предупредило управление Минфина США. Речь идет в первую очередь о российских структурах, которые сами не находятся под санкциями, но планируют международную экспансию. В заявлении подчеркивается, что казначейство США «имеет ряд инструментов» для реагирования на уклонение от санкций.
О чем это говорит?
По всей видимости, новое заявление американского Минфина — признак усиления давления на иностранные финансовые организации. Теперь об открытии в Китае новых филиалов можно забыть.
Скорее всего, рисков закрытия уже открытых дочерних организаций и представительств нет, но могут быть существенные трудности в их функционировании. Например, проведение платежей даже в юанях через китайские «дочки» российских подсанкционных банков является затруднительным. Понятное дело, дополнительные проверки и удлиненные сроки принятия решений неминуемы. Вероятно, вновь зарегистрированные иностранные «дочки» российских банков будут сразу попадать в SDN-лист.
Введение блокирующих санкций против «дочек» российских банков со стороны США может побудить иностранных регуляторов отзывать лицензии, либо иным образом ограничивать деятельность таких «дочек», примеры тому мы видели в арабских странах. В ряде случаев дело может дойти и до закрытия или полного паралича деятельности таких организаций.
Есть ощущение, что OFAC во многом исчерпал возможности» по внесению в санкционные списки новых компаний и сосредоточится на «выявлении помогающих обходить американские санкции посредников.
А что же Китай?
В кулуарах уже много раз говорили о том, что китайцы могут отдать один-два банка на растерзание американских санкций, они будут санкционированы, но при этом продолжат вести работу с Россией и, наверное, экономически не пострадают.
Что на практике?
В случае введения санкций именно против китайских филиалов, платежи в юанях перестанут быть возможны, и банкам придется либо каким-то образом работать через рубль, конвертировать его в Китае в юань и дальше расплачиваться, либо искать какие-то другие механизмы. Это может даже приостановить процесс платежей на какое-то время.
Вместо вывода…
Есть ощущение, что в этой игре на скорость по принятию важных стратегических решений наша сторона пусть и на один шаг, но отстает…
Следим за ситуацией с трансграничными платежами в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
http://static.government.ru/media/files/xemak8zefu5JlldFHcXlx2xrZvbAATCV.pdf
https://www.rbc.ru/finances/22/08/2024/66c72b669a794757dd8636a7?from=column_2
https://www.rbc.ru/finances/23/08/2024/66c8ba8b9a7947a8bf20fd0d?from=newsfeed