Вчера прошла новость об очередном росте тарифа системы «Платон».
Так, тариф госсистемы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным автодорогам "Платон" с 1 февраля проиндексирован на 30 копеек: с 2,54 рублей до 2,84 рублей за 1 км пробега.
Участники рынка отнеслись к этой новости по-разному: одни заявляют о последней убийственной капле, другие называют расходы на «Платон» второстепенной частью затрат.
Между тем специалисты отмечают, что в логистической отрасли все удорожания обычно ложатся на конечного потребителя. При перевозках внутри РФ заработок минимальный, он идет больше на объеме. В этой ситуации, как обычно, выиграют крупные автовладельцы. При этом расходы на «Платон» достигают 5% в затратах перевозчиков и измеряются десятками тысяч рублей на одно грузовое транспортное средство. Такие суммы особенно чувствительны для малого и среднего бизнеса.
Согласно декабрьскому опросу «ATI. SU», ситуация в транспортно-логистической отрасли оставляет желать лучшего: более 56% перевозчиков находятся на грани выживания. В марте прошлого года сильно упали ставки на автоперевозки, а международные игроки вообще лишились работы. Почти половина автомобильных компаний исчезла с рынка. Частные малые перевозчики – слабое звено, их деятельность больше не приносит дохода. В условиях, когда расходники, запчасти, страхование и обслуживание автомобилей подорожали в разы, а сборы в себестоимости каждого километра перевозки могут доходить до 18% многие фирмы приняли решение об уходе. Автотранспортным предприятиям приходится продавать бизнес вместе с фурами, диспетчерской службой и водителями. Сегодняшнее 30-копеечное повышение для них совсем не копеечное. При этом ставки на услуги самих автоперевозчиков грузов растут не столь стремительно. На многих направлениях и по целому ряду перевозок заметно падение заказов в несколько раз.
Вскоре после начала СВО был зарегистрирован законопроект № 87463−8, который предусматривал отмену системы «Платон». Он был тут же заблокирован российскими чиновниками. Минтранс заявил, что если плату «заморозить» или вовсе отменить, то ежегодно дорожные фонды будут недополучать более 40 млрд руб. В результате сократится объем дорожных работ, что приведет к увеличению безработицы.
Напомним, сейчас в "Платоне" зарегистрировано свыше 1,729 млн грузовиков массой более 12 тонн, принадлежащие более 763 тысяч грузоперевозчиков. За время работы госсистемы в Федеральный дорожный фонд поступило более 212,6 млрд рублей (в том числе штрафы). Средства направляются на капремонт автодорог общего пользования федерального значения.
Минтранс говорит о том, что автоперевозчики за семь лет существования системы взимания платы перечислили в Дорожный фонд порядка 200 млрд руб. На эти средства отремонтировано свыше 3 тыс. км дорог. Сегодняшнее повышение стоимости проезда пополнит бюджет еще на 4 млрд руб., что позволит построить еще 200 км дорог.
Вместе с тем само обслуживание системы «Платон» обходится примерно в 10 млрд руб. ежегодно.
И еще одно мнение. Если на 100 млн руб. строят около 3 км дорог, то ежегодный объем строительства с вырученных средств незначительный. Это значит, что платежи по системе «Платон» не оказывают существенного влияния на качество содержания дорог, но при этом влекут рост издержек транспортных компаний и, соответственно, удорожание конечных услуг и товаров.
Источники:
https://trans.info/ru/platon-moshhneyshiy-razdrazhitel-kuda-v-rossii-idut-dengi-na-dorogi-324013
https://www.tks.ru/logistics/2023/02/01/0004