Перевозки по международному транспортному коридору (МТК) «Север—Юг» в январе—мае составили 4 млн тонн, увеличившись на 41,8%. Западный маршрут, соединяющий Россию с Ираном через Азербайджан, — 3,6 млн тонн (рост на 37,9%). Восточный маршрут через Туркмению и Казахстан – 353,5 тыс. тонн (рост на 80,3%). Транскаспийский — 117,7 тыс. т (рост на 80,5%).
При этом на западном маршруте, где следует основной железнодорожный грузопоток, для сплошного железнодорожного сообщения не хватает 162 км на участке Решт—Астара в Иране. Соглашение о финансировании участка Россия и Иран подписали 17 мая. Сейчас разрыв в инфраструктуре закрывается автотранспортом.
Развитие транскаспийского маршрута МТК «Север—Юг» сдерживают дефицит предложения рейсов и нехватка инфраструктуры. Однако российские транспортные компании выражают готовность ставить суда на каспийские рейсы, и уже в 2024 году ожидается ввод контейнерного терминала в порту Оля. Кроме того, Россия и Иран подписали соглашение о строительстве и закупке 20 судов для транспортной компании General Cargo.
Рост перевозок на восточном маршруте во многом связан с существенными льготами железных дорог РФ и транзитных стран.
Эксперты ожидают продолжения роста грузопотока по МТК «Север—Юг». Экспортные ограничения в отношении РФ скорее всего будут усиливаться, поэтому спрос на перевозки на этом направлении будет продолжать расти, в том числе в связи с расширением списка доступных логистических сервисов. Хотя инфраструктурные ограничения сохраняются.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/6027431
https://dzen.ru/a/ZHmvRRAnYXKFaHT1