Литовские власти перекрыли транзит товаров через свою территорию. Речь идет о железнодорожных поставках продукции, попавшей в санкционные перечни Евросоюза. Антон Алиханов, губернатор Калининградской области заявил, что власти будут добиваться отмены ограничений. Еще в мае глава региона отмечал, что «рельсовая война» невозможна, поскольку калининградский транзит регулируется соглашениями с ЕС и Литвой от 2003 года. В Совете федерации блокировку поставок в Калининград назвали нарушением международного права.
В апреле Евросоюз ввел запрет на перевозку по своей территории товары на российских и белорусских фурах. Исключением стал транзит продукции, не попавшей в санкционные списки, из российских регионов в Калининград. Бывший вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Чемакин говорит о том, что из-за запрета Литвы объем поставок в регион может упасть в четыре раза. Он комментирует: «В самом тексте этого меморандума не две строчки. Там сказано, что к перевозке запрещено все попавшее под санкции ЕС.
Формулировки требуют внимательного прочтения, и литовцы, как я понимаю, их сейчас изучают, но действуют, исходя из опасения что-то пропустить. Если решат запретить все, что попало под ограничения Евросоюза, это будет больше 50%. Вот на сколько у нас в стране упал объем торговли, на столько же может упасть и в Калининграде. Также пострадают цементно-химическая промышленность, красители, краски, растворители, пластификаторы.
В сельском хозяйстве при производстве продуктов питания используется достаточно много элементов химической промышленности; лесная промышленность — это и мебельщики, и предприятия, которые перерабатывают дерево, лес. Автопоезда и все железнодорожные грузы, которые идут, подвергаются тщательному досмотру, останавливаются — потом принимается решение. Это долго, затратно. Но четких правил рассмотрения, на основе которых можно что-то спрогнозировать вдолгую, пока нет».
Губернатор Антон Алиханов обратился к жителям Калининградской области с просьбой не беспокоиться из-за запрета Литвы на транзит некоторых товаров. Он уточнил, что это не заблокирует поставки полностью, а альтернативные маршруты уже проработаны.
Последние, впрочем, связаны с дополнительными издержками, говорит генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «В первую очередь речь идет о строительных товарах. На сегодняшний день ограничения не коснулись автодорожного транспорта — фуры по-прежнему следуют в Калининград через Литву, это первый путь.
Второй — морской из порта Усть-Луга в порт Балтийска. Сейчас там работают три судна плюс один контейнеровоз, но он может взять на борт около 500 теусов, это 20-футовый контейнерный эквивалент, и порядка 30-40 груженых фур. Учитывая, что в месяц проходило 100 поездов, в каждом из которых в среднем 50 вагонов, а грузовместимость одного — порядка 60 тонн, то можно посчитать, что объем, который следовал по железнодорожному пути, несопоставим с автодорожным и морским.
С введением пятого санкционного пакета была оговорка, касающаяся транзита на Калининград. Между Россией и Европейским союзом в 2002 году было подписано соглашение об особой зоне в Калининградской области, а в 2003-м Литва разрешила курсирование составов по своей территории. В любом случае сейчас идут восстановительные работы на пограничных переходах, и фуры достаточно долго стоят в очереди на въезд в Калининград. Что касается паромного сообщения, просто не хватает провозных мощностей.
Говорят, что в сентябре выйдет еще одно паромное судно, но в любом случае это не заменит объем транзита, который был по железнодорожному транспорту. Мне кажется, вопрос решится в политическом переговорном ключе. Российские власти могут ответить зеркально и запретить въезд всем литовским перевозчикам на территорию страны, а учитывая, что их транзит в РФ и транспортные услуги, оказываемые Литвой для перевозки грузов сюда, составляют достаточно весомую часть ВВП республики, это будет серьезный ответ».
В Госдуму на прошлой неделе внесен законопроект об отзыве признания независимости Литвы. В Вильнюсе этот шаг сочли угрозой и вызвали российского посла. В Кремле в это же время заявляют, что не знакомы с инициативой депутата.
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/5421908