В прошлом году суммарная прибыль крупнейших грузовых авиакомпаний РФ выросла до 62 млрд руб. (+26%). Но в этом году их финансовые показатели снизятся из-за западных санкций и запрета на полеты в Европу, США и другие страны.
По итогам 2021 года совокупная выручка семи крупнейших по объемам перевозок грузовых авиакомпаний России составила 233 млрд руб., чистая прибыль достигла 62 млрд руб. С 2018 года это рекордные показатели. Так, например, в пандемийный 2020 год выручка компаний выросла на 31%, чистая прибыль — на 26%. Если провести сравнение с 15 крупнейшими пассажирскими авиакомпаниями, то их выручка выросла на 71%, до 1,11 трлн руб., а убыток составил 19 млрд руб.
Грузовые авиаперевозчики
В прошлом году отечественные авиакомпании перевезли 1,476 млн т грузов и почты. Это на 26% выше уровня 2020-го. Из них 99,3% (1,466 млн т) пришлось на 35 перевозчиков. Самый крупный грузовой авиаперевозчик России — группа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина. В нее входят одноименная авиакомпания «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран». В 2021 году компания перевезла 724,6 тыс. т, или 49% от всех авиагрузов. Группа Исайкина и еще четыре перевозчика в совокупности обеспечили не менее 54% от всех объемов грузовых перевозок. Парки компаний представлены только грузовыми воздушными судами — всего 56.
AirBridgeCargo (18 самолетов Boeing 747/777)
SkyGates (два Boeing 747)
«Авиастар-ТУ» (шесть Boeing 757 и четыре Ту-204)
«Атран» (девять Boeing 737)
«Волга-Днепр» (семь Ан-124 и четыре Ил-76)
«Ерофей» (один Boeing 757)
«Авиакон Цитотранс» (пять Ил-76)
На международные перевозки в прошлом году из всего грузопотока пришлось 73%, или 1,083 млн т. Почти всю прибыль (96%, или 59,3 млрд руб.) обеспечили грузовые компании, принадлежащие группе «Волга-Днепр» Алексея Исайкина. Так, AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр», летавшие преимущественно за рубеж, увеличили перевозки в общей сложности на 23,5%, до 724,6 тыс. т, выручку — на 28,9% (до 212,2 млрд руб.), чистую прибыль — на 24,1%.
Для международных перевозчиков прошлый год также был удачным. Люксембургская грузовая группа Cargolux (30 самолетов Boeing 747) и немецкая Lufthansa Cargo (15 Boeing 777) рапортовали о лучших результатах в своей истории. Выручка Cargolux выросла на 40% (до $4,4 млрд), прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) — на 73% (до $1,72 млрд). У Lufthansa Cargo выручка увеличилась на 38% (до €3,8 млрд), EBIT — на 93% (до €1,493 млрд). Это обусловлено устойчивым спросом на их услуги из-за сбоев в глобальной логистике на фоне пандемии COVID-19, ограниченным предложением морских перевозчиков и блокировкой Суэцкого канала, нехваткой мощностей для перевозки грузов мирового масштаба.
Аналогичные условия были и у отечественных грузовых авиакомпаний. Стоимость морских контейнерных перевозок через полгода после начала пандемии выросла в 5-6 раз. Что касается авиаперевозок, то они, наоборот, подешевели в три-четыре раза благодаря использованию пассажирских самолетов. При этом если раньше часть грузов было невыгодно возить авиатранспортом, то в 2021 году перевозки грузов самолетами расцвели из-за увеличения оборота электронной торговли, повышенного спроса на товары медицинского назначения и высокотехнологичные продукты.
Февральские изменения
В январе—феврале этого года продолжался рост грузопотока российских авиакомпаний, на 4,5% к аналогичному периоду прошлого года. Однако в конце февраля Евросоюз полностью закрыл небо для отечественных компаний, запретил поставку в Россию запчастей для воздушных судов, обслуживание авиатехники, разорвал лизинговые договоры. США запретили любое обслуживание за рубежом самолетов Boeing, эксплуатируемых перевозчиками AirBridgeCargo и «Авиастар-ТУ». На этом фоне AirBridgeCargo и «Атран» отказались от выполнения рейсов. В середине марта 2022 года немецкая DHL разорвала сотрудничество с «Авиастар-ТУ».
Грузовая авиакомпания SkyGates передала два самолета Boeing 747 родственному азербайджанскому перевозчику Silk Way West Airlines. В «Волге-Днепр» начали перевод части мощностей AirBridgeCargo в одну из дружественных стран. В настоящее время прорабатывается вариант с интеграцией самолетов этого перевозчика в одну из арабских компаний. Авиакомпания «Авиастар-ТУ» в мае приступила к выполнению совместной программы перевозок с оператором экспресс-доставки документов и грузов СДЭК, в том числе товаров из интернет-магазинов Юго-Восточной Азии.
Однако отечественным компания не удастся избежать значительного снижения грузоперевозок, в первую очередь международных. По мнению специалистов, общее снижение во втором-четвертом кварталах 2022 года может составить около 30–40%.
В 2021 году совокупная выручка отрасли грузовых авиаперевозок составила около 270 млрд руб., а в 2022 году она может сократиться более чем вдвое, до 110–120 млрд руб.
Сегодняшний рынок грузовых авиаперевозок активно перестраивается. Вполне возможно, что нынешнее снижение объемов придется напряженно отрабатывать в конце 2022 года. При этом многое будет зависеть от адаптации российского и международного бизнеса к новым условиям.
Помощь властей
Правительство выделило 2,9 млрд руб. на поддержку отечественных авиакомпаний, выполняющих грузовые перевозки. По словам Михаила Мишустина программа поддержки будет действовать с апреля по октябрь 2022 года и поможет переориентировать имеющийся парк грузовых самолетов на перевозки в интересах российских заказчиков.
О поддержке грузовой авиации заявил и мэр Москвы Сергей Собянин. В апреле было подписано соглашение о сотрудничестве с «Волга-Днепр» для перевозки грузов из Китая, Индии и ряда других стран. До конца года запланирована доставка самолетами российского производства в Москву около 20 тыс. т грузов. Итоговая стоимость контракта может составить около 9,5 млрд руб.
Несмотря на то, что поддержка государственных структур — это, несомненно, позитивный сигнал, выделенных федеральных средств (2,9 млрд руб.) хватит только для частичного пополнения фонда оплаты труда из-за простоя. При сохранении текущей ситуации необходимо увеличение объема поддержки для сохранения возможностей восстановления отрасли в будущем.
Источник:
https://www.rbc.ru/business/27/05/2022/628e247a9a7947452bf6faac?from=column_7