Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала данные по глобальным рынкам грузовых авиаперевозок за июнь 2023 года. Они говорят о наименьшем годовом сокращении спроса с февраля прошлого года.
Мировой спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (КТК), в июне упал на 3,4% по сравнению с июнем 2022 года (-3,7% для международных перевозок). За полгода спрос упал на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-8,7% для международных операций). Вместе с тем спрос в июне был всего на 2,4% ниже уровня июня 2019 года (до пандемии).
Пропускная способность, измеряемая доступными грузовыми тонно-километрами (ACTK), выросла на 9,7% по сравнению с июнем 2022 года. Это более медленный темп роста по сравнению с двузначным показателем, зарегистрированным в период с марта по май. Данные отражают стратегическую корректировку пропускной способности авиакомпаний в условиях ослабления спроса. В первой половине 2023 года мощности выросли на 9,9% по сравнению с прошлым годом. В настоящее время пропускная способность на 3,7% выше уровня июня 2019 года (до пандемии).
Что влияет на спрос на грузовые авиаперевозки?
В июне как Индекс менеджеров по закупкам, или PMI (49,2), так и PMI новых экспортных заказов (47,1) были ниже критического порога, представленного отметкой 50. Это свидетельствует о снижении мирового производства и экспорта в обрабатывающей промышленности.
В мае мировая трансграничная торговля сократилась на 2,4% в годовом исчислении. Это указывает на снижение спроса и сложные макроэкономические условия. Разница между годовыми темпами роста грузовых авиаперевозок и мировой торговли товарами сократилась до -2,6 процентных пункта в мае, что представляет собой наименьший разрыв с января 2022 года.
Уилли Уолш, генеральный директор IATA комментирует: «Мы по-прежнему надеемся, что сложные условия торговли грузовыми авиаперевозками смягчатся по мере снижения инфляции в ведущих странах мира. Это, в свою очередь, может побудить центральные банки ослабить денежную массу, что может стимулировать рост экономической активности».
Объемы грузовых перевозок региональных авиакомпаний
Объемы грузовых перевозок авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона в июне 2023 г. снизились на 3,6% по сравнению с тем же месяцем 2022 г. Снижение по сравнению с маем (-2,5%) обусловлено слабым спросом на рынках внутри Азии, хотя на торговом маршруте Азия-Северная Америка улучшились показатели. Доступные мощности в регионе увеличились на 24,4% по сравнению с июнем 2022 года. В первой половине 2023 года спрос на грузоперевозки снизился на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при росте мощностей на 27,0%.
У североамериканских перевозчиков в июне 2023 года общий объем грузовых перевозок сократился на 6,5% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это четвертый месяц подряд, когда регион показал самые низкие показатели. Однако это улучшение по сравнению с маем (-8,6%). CTK в Европе и Северной Америке снизились всего на 2,7% в июне после трехмесячного сокращения, выражающегося двузначными числами. Пропускная способность увеличилась на 0,7% по сравнению с июнем 2022 года. В первой половине 2023 года спрос на грузоперевозки снизился на 10,5% по сравнению с первой половиной 2022 года, а пропускная способность снизилась на 0,7%.
Европейские перевозчики испытали снижение объемов грузов на 2,8% в июне 2023 года по сравнению с тем же месяцем 2022 года. Это улучшение показателей по сравнению с маем (-6,6%), отчасти из-за вышеупомянутых показателей Европы и Северной Америки. Пропускная способность увеличилась на 4,4% по сравнению с июнем 2022 года. Спрос на грузоперевозки за первые шесть месяцев 2023 года снизился на 10,2% по сравнению с прошлым годом, поскольку пропускная способность за полугодие выросла на 2,5%.
Ближневосточные перевозчики сообщили об увеличении объема грузов на 0,5% в июне 2023 года по сравнению с прошлым годом. Это был значительный разворот после падения на 2,9% в годовом исчислении, зарегистрированного в мае. Емкость выросла на 11,1% за месяц. Как на маршрутах Ближний Восток-Азия, так и на маршрутах Ближний Восток-Европа наблюдался ежегодный рост. В первом полугодии спрос на грузоперевозки снизился на 5,6% по сравнению с прошлым годом, при этом пропускная способность увеличилась на 11,2%.
Латиноамериканские перевозчики продемонстрировали самые высокие показатели в июне 2023 г.: объемы грузов увеличились на 7,3% по сравнению с июнем 2022 г. Это улучшение по сравнению с маем (+3,8%). Пропускная способность в июне выросла на 15,4% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. В первой половине 2023 года спрос на грузоперевозки вырос на 0,9% по сравнению с прошлым годом, а пропускная способность увеличилась на 18,0%.
Африканские авиалинии сообщили о снижении спроса на 2,8% по сравнению с июнем 2022 года, что говорит о снижении показателей по сравнению с предыдущим месяцем (-1,9%). Пропускная способность в июне снизилась на 3,7% по сравнению с тем же месяцем 2022 года. В первой половине года спрос на грузоперевозки снизился на 4,4%, а пропускная способность выросла на 1,6%.
Источник:
https://www.iata.org/en/pressroom/2023-releases/2023-08-07-01/