У РБК вышел материал о господдержке экспорта в новых условиях. Действительно, что именно предпринимает государство, чтобы поддержать несырьевой неэнергетический экспорт в условиях западных санкций?
Во-первых, это проект «Международная кооперация и экспорт», который создает возможности для экспорта продукции машиностроения, обрабатывающей промышленности и АПК. Отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки. Производители и поставщики могут в том числе обратиться в региональные центры поддержки экспорта и в торгпредства России за рубежом для поиска иностранных клиентов и анализа зарубежного рынка.
Во-вторых, цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в цифровом виде — в режиме «одного окна». Онлайн-услуги помогают решить задачи на всех этапах экспортной деятельности: обучение и предоставление господдержки, поиск партнера, покупателя за рубежом, а также финансирование и страхование экспортных контрактов.
В-третьих, механизм Минпромторга, который включает в себя в том числе поддержку проектов по созданию российских промышленных площадок за рубежом.
Что еще можно было бы сделать?
Финансировать апробационные проекты. Компания-экспортер должна поставить небольшую партию товара потенциальным клиентам фактически бесплатно, чтобы они смогли увидеть преимущества российского товара. Государство могло бы взять на себя частичное субсидирование этого процесса.
Ввести специальные обучающие и консультационные программы, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Площадками для этого могли бы стать как зарубежные российские представительства, так и бизнес-ассоциации, а также вузы, обладающие компетенциями в области международных отношений и регионоведения. Небольшим компаниям помогла бы и имиджевая поддержка со стороны госорганов.
Повышать активность участия делового сообщества. Цели, задачи, KPI нацпроекта должны быть увязаны с экспортными стратегиями отраслей и компаний, с тем, как они планируют развиваться на внешних рынках.
Кстати, предполагается, что в условиях давления западных санкций на отечественный сырьевой бизнес драйвером развития российской экономики в ближайшее время станет несырьевой неэнергетический экспорт. По прогнозам Российского экспортного центра, несырьевой неэнергетический экспорт упал с $235 млрд в 2021-м до $192 млрд в 2022-м, но в нынешнем году составит уже $218 млрд и продолжит расти — как в абсолютном значении, так и по доле от всего экспорта страны. При этом за последние несколько лет в области ННЭ все более заметной становилась роль малого и среднего предпринимательства. Бюджетные поступления, связанные с несырьевым неэнергетическим экспортом, исчисляются 3,1 трлн руб. Наилучшая динамика присутствует в таких сегментах, как экспорт продовольственных товаров (рост объема на 15% за год) и экспорт удобрений (рост более чем на 50%). В среднесрочной перспективе (то есть до 2026 года) ожидается, что снижение нефтегазового экспорта в реальном выражении будет практически нивелировано восстановлением несырьевого.
Источник:
https://www.rbc.ru/economics/15/12/2023/657b07749a794767a66cad25