Ситуация с падением единой информационной системы ФТС, начавшаяся утром в понедельник и продлившаяся почти двое суток, вроде как разрешилась. Внутренние и внешние контуры системы заработали, однако, проблемы с таможенным декларированием и оформлением, в том числе на границах, сохраняются.
Это и понятно: 4 млн деклараций было выпущено в 2022 г., то есть выпускалось примерно 11 тысяч в день. Два дня простоя ФТС – 22 тысячи ДТ, и еще грузы на границах, которые также остановились. Система заработала, но при этом надо сначала разгрести образовавшийся завал и уже дальше привести работу в нормальное русло. В принципе, что мы сейчас и наблюдаем. Например, в первую очередь оформляется скоропорт, остальное пока с переменным успехом, в основном то, что проходит по авторегистрации и автовыпуску, без участия инспекторов.
Главный вопрос, звучащий из всех репродукторов, – а кто ж будет оплачивать сверхнормативные простои транспортных средств и размещение грузов на СВХ? Набежать расходов может немало, особенно в случае аэропортов и станционных терминалов. Что будет с перевозчиками, которые не по своей воле нарушили срок доставки (терминалы-то переполнены, и машины не могут заехать в ЗТК)?
Ответ, дорогие наши читатели, очевиден: за все заплатит бизнес.
А ситуация, конечно, нормализуется. Скорее всего, дня через 2 или 4.
Главное, чтоб не повторилась снова…