Страны Евросоюза проголосовали за введение импортных пошлин на китайские электромобили, которые могут достигать 45%.
Речь идет о дополнительных 17,4–35,3% к стандартному 10-процентному сбору на ввоз автомобилей в союз применительно к продукции ведущих китайских автоконцернов BYD, Geely и SAIC. Тарифы будут действовать на протяжении следующих пяти лет. Продукция других компаний, собирающих электромобили в Китае, включая Volkswagen и BMW, как ожидается, будет облагаться пошлиной в размере 20,7%. Еврокомиссия также вводит «индивидуально рассчитанную» ставку для автомобилей Tesla в размере 7,8%. Говорят, решение может спровоцировать очередной виток торговых войн.
Какие последствия для ЕС?
Пошлины не пройдут для Европы бесследно. Китай — важнейший торговый партнер Евросоюза. Объем торговли между ЕС и КНР в прошлом году составил €739 млрд. Кроме того, крупнейшие немецкие автоконцерны активно работают на китайском рынке, считаясь там премиальными производителями. Они опасаются ответных мер со стороны восточноазиатской державы.
Зачем это нужно и когда закончится?
Европа вводит эти ограничения с двумя целями. Во-первых, чтобы создать благоприятные условия для западных производителей и избавить их от конкуренции с китайской продукцией. Во-вторых, чтобы притормозить технологический рост КНР и лишить китайских производителей повышения экспортных доходов.
В ответ на это Китай будет вкладывать в свое научно-технологическое развитие еще больше средств, а западные страны продолжат вводить дополнительные ограничения. Вопрос в том, на какой стадии удастся переломить эту негативную тенденцию. Вполне вероятно, что это перспектива ближайших лет.
Как ответит Китай?
Введет новые ограничения…
Некоторые меры уже приняты. Например, введены ограничения на поставки редкоземельных металлов. Напрашиваются и действия в области сельхозпроизводства. В европейском аналитическом сообществе ожидают, что в ответ КНР введет пошлины на продукцию из ЕС в ближайшие недели или даже дни. Это могут быть пошлины на бренди, свинину и молочные продукты. По мнению экспертов, действия Пекина вряд ли ограничатся пошлинами на пищевую продукцию из Европы. Ограничения могут коснуться поставок европейских автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания, что прежде всего затронет Германию. Пекин легко может закрыть свой рынок для дорогостоящих европейских автомобилей.
… или воздержится от жестких мер
Впрочем, есть высокая вероятность того, что КНР не станет активно разжигать торговую войну. Ситуация хоть и неприятная, но не критическая. Лишь около 3% продаж китайских электрокаров приходится на европейский рынок. Для сравнения: «китайцы» составляют около 10% европейского авторынка и более 20%, если считать вместе с европейскими марками, строящимися в Китае. То есть европейский потребитель тут потеряет больше, чем китайский производитель. Кроме того, у КНР есть опция абсорбировать пошлины, определенное пространство для этого имеется. Наконец, Пекин может пойти по пути строительства заводов своих марок в Европе, как это уже делается, к примеру, в Венгрии.
Для Китая это в большей степени вопрос престижа и статуса — всё же претензии ЕС не очень справедливы с чисто торговой точки зрения и выглядят как демонстративный антикитайский жест. Этого может оказаться недостаточно для жестких контрмер.
Кроме того, есть опасения, что слишком жесткий ответ может усилить трансатлантическое экономическое сотрудничество. Не факт, что оно будет выгодно для европейцев, но при усилении давления со стороны Китая у них окажется немного опций.
Как бы то ни было, переговоры между Пекином и Брюсселем продолжатся. Вполне возможно, что ущерб от принятых мер будет нейтрализован, а альтернативы заградительным механизмам найдены.
Рассказываем о международной торговле в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.rbc.ru/politics/04/10/2024/66fffaf99a7947318724768f?from=newsfeed