Участники рынка грузоперевозок жалуются на увеличение времени проверок фур на казахстанской границе из-за усиления правил досмотра, дефицита инфраструктуры на погранпереходах и сбоев в работе электронных очередей. Заторы фиксируются на пунктах пропуска Петухово — Жана Жол, Бугристое — Кайрак, Веселоярск — Ауыл.
Какие проблемы?
Сейчас время пересечения фурами пунктов пропуска между Россией и Казахстаном увеличилось в среднем до трех суток. Теперь 99% грузов, следующих в Россию, досматривают на пунктах пропуска. При перевозке сборных отправлений эта процедура, обычно занимающая примерно десять минут, растягивается на 72 часа. Так таможня Казахстана отслеживает соблюдение требований к обязательному оформлению сопроводительных накладных на товары и ограничения на перевозку отдельных товарных групп без специальных разрешений — справок от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).
Кроме сборных грузов таможенники особо тщательно проверяют продукты питания, медицинские препараты, товары, требующие специальных разрешений или сертификации, — это промышленные грузы, техника и химическая продукция.
В итоге сроки доставки на направлении в январе—апреле выросли на 32% (например, среднее время перевозки из Алма-Аты в Москву возросло до 11–14 дней), а стоимость — до 25% из-за дополнительных затрат на хранение и обработку. Простой транспорта, необходимость срочного оформления дополнительных документов, штрафы за просрочку доставки неизменно связаны с убытками для компаний. Все это снижает рентабельность перевозки и создает дополнительную нагрузку на транспортные компании.
Почему так?
Ужесточившиеся досмотры связаны с усилением экспортного контроля и необходимостью соблюдения новых нормативных требований.
Требования к обязательному оформлению сопроводительных накладных были усилены таможней Казахстана в начале года в связи с изменениями в законодательстве и ужесточением контроля за качеством и легальностью перевозимых товаров, а также с противодействием контрабанде и фальсификациям. Необходимость этих мер объясняется стремлением повысить прозрачность товарооборота и защитить внутренний рынок. Сейчас экспортный контроль проходят все грузы, которые следуют через территорию Казахстана, — и для юридических, и для физических лиц.
Кроме того, разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от МИИР или комитета государственных доходов Минфина Казахастана, так называемые справки МИИР. За полтора года этот список увеличился на 25%, до 145 кодов.
Что делать?
Участники рынка говорят, что решить проблему помогут:
ускоренная модернизация погранпереходов, в том числе автоматизация весового контроля и запуск инспекционно-досмотровых комплексов на всех ПП между Россией и Казахстаном;
синхронизация данных таможенных служб РФ и РК и информации в электронной очереди;
запуск системы единого окна (этот механизм позволяет участникам торговых и транспортных операций предоставлять информацию и документы через единую точку входа для выполнения всех требований, которые связаны с импортом, экспортом и транзитом) для обмена данными с госорганами;
создание зеленого коридора для скоропортящихся грузов и передача полномочий одному уполномоченному органу на КПП.
Следим за работой пограничных пунктов пропуска в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic. Подписывайтесь!
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/7800813
https://www.rbc.ru/business/18/06/2025/6851a6159a79472cc0c22250?from=newsfeed
