На границе Беларуси со странами ЕС в очередях простаивает порядка 4,7 тыс. грузовых автомобилей. Даже с учетом особенностей этого участка границы и высокого предновогоднего сезона такое количество транспортных средств – редкость. Для сравнения в прошлом году заторы на пунктах пропуска достигали 3 тыс. транспортных средств, периодически снижаясь до 1-1,5 тыс. грузовиков.
В настоящее время только на границе с Литвой в пункте пропуска «Каменный лог» простаивает около 1,1 тыс. фур,
‣ в «Бенякони» - 720,
‣ в «Котловке» - 600,
‣ в «Привалке» - 400,
‣ в «Видзах» - 240,
‣ на границе с Латвией в «Григоровщине» - 280,
‣ в «Урбанах» - 480,
‣ на границе с Польшей в «Берестовице» - 540,
‣ в «Козловичах» - 450.
Причины сложившейся ситуации:
высокий предновогодний сезон (грузовые перевозки все равно продолжаются несмотря на существенные ограничения товарооборота России и Беларуси со странами ЕС в связи с санкциями Евросоюза),
приоритетность у перевозчиков маршрутов через Беларусь из-за самого короткого пути в Центральную Европу (водители выбирают этот маршрут даже при скоплении больших очередей на границе, поскольку варианты объезда увеличивают стоимость доставки),
перераспределение транспортных потоков в южную Европу, которые ранее следовали через Украину,
взаимные ограничения для российских и белорусских перевозчиков и для перевозчиков из стран ЕС (операции по перецепке/перегрузке тоже способствует росту заторов на границе, поскольку в очереди, помимо европейских грузовиков, доставивших груз на какой-нибудь приграничный склад и пытающихся выехать назад, стоят и белорусы с россиянами, ожидающие возможности въехать в пункт пропуска, чтобы забрать оттуда прицеп),
затрудненное оформление транспортных средств пограничными службами Польши, Литвы и Латвии (к примеру, за последние сутки через пункт пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой прошло только 30% грузовиков от нормативной способности, Польша и Латвия обеспечивают пропуск на свою территорию лишь половины от возможного суточного количества фур).
Последствия и перспективы
Сложившаяся ситуация уже привела к повышению цен в среднем на 30% и резкому дефициту транспортных средств для импортных потоков. Скорее всего, до конца года обстановка на белорусской границе останется сложной. Заторы исчезнут на несколько суток в первые дни нового года из-за праздников.
Источники:
https://gpk.gov.by/situation-at-the-border/