Есть ощущение, что сухопутные границы с Европой вот-вот закроются. В этот раз и для грузового транспорта. На погранпереходе с Литвой постоянные очереди: и живые, и электронные. Латвия заявляется о готовности полностью закрыть сухопутные границы с Россией и Белоруссией в случае массового притока нелегальных мигрантов. Стоит ли ждать подобных решений от стран Балтии и остальных членов ЕС? И как это может повлиять на бизнес?
Прежде всего, нужно понимать, что через страны Балтии импортеры продолжают ввозить товары, которые не вошли в санкционный список. Их перечень хоть и ограничен, но Европа по-прежнему второй торговый партнер России после Китая. Для той же Латвии торговля с РФ достаточно серьезная часть экономики. Вся трансграничная логистика идет в той или иной степени, но форс-мажоры случаются ежедневно, возникают задержки, досмотры.
Все предыдущие ограничения постепенно поддержала каждая страна, имеющая границу с Россией. Запрет на въезд по визам «С» в 2022 году ввели сначала Латвия, а затем Литва, Эстония, Польша и Финляндия. Они же в сентябре 2023 года по очереди запретили ввоз автомобилей. Есть ли риск, что государства теперь полностью закроют границы? Отвечает депутат Европарламента от Эстонии Яне Тоом: «Как показывает практика, все, что делают латыши, через какое-то время перенимают эстонцы. Латвия у нас — "пчела-разведчик". Если она возвращается живой, тогда остальные пчелы летят на те же самые луга. Пока я не слышала о таких планах со стороны Эстонии. Но что будет в будущем, предсказать совершенно невозможно. Чем там дышит коалиция, не очень понятно, но в последнее время тенденция такая, что, конечно, гайки завинчивают. И это находит большую поддержку в эстонском обществе».
Провести на границе трое суток — это современная норма транзита из Европы. Однако на погранпереходе с Литвой из-за усиленных проверок очереди могут доходить и до недели. Если границы закроют, время в пути, а затем и стоимость логистики, дополнительно вырастут, считает гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
«Действительно там сейчас есть очереди. Они образовались еще около двух недель назад. Мой логистический департамент пишет, что ходили, проверяли. Если условная Литва и Латвия, а также Польша все полностью по сухопутным границам перекроют, то вопрос достаточно серьезный.
Мы, предположим, эти потоки грузов можем отправить через Турцию, через балканские страны. Но срок доставки увеличится, как и стоимость, притом существенно. Возможно, часть грузов начнут завозить морским транспортом».
В случае закрытия границ под удар может попасть не только импорт из Европы, но и сообщение с Калининградом. Впрочем, локальный бизнес уже привык рассчитывать только на альтернативные пути поставок. Все серьезные грузы сейчас идут морем. Понятно, что транспортных мощностей не хватает.
Другой вопрос, как потенциальное закрытие границ воспримут в Брюсселе. Хотя, как показывает практика, после начала военных действий такие решения Еврокомиссия все чаще оставляет на усмотрение каждой отдельной страны. Те из них, что имеют границу с Россией, этим правом пользуются с энтузиазмом.
Источник: