Мировой спрос на авиаперевозки грузов, измеряемый в тонно-километрах груза (CTKs), в октябре составил 21,1 млрд, увеличившись на 3,5% в месячном исчислении (м/м). Однако отраслевые показатели CTK упали на 13,6% в годовом исчислении по сравнению с тем же месяцем в 2022 году и были на 6,2% ниже уровня, существовавшего до пандемии в 2019 году.
Спрос на авиаперевозки с учетом сезонных колебаний немного снизился в октябре, на 2,3% по сравнению с сентябрем.
На снижение роста грузовых авиаперевозок оказывали влияние такие факторы:
✓ высокие темпы инфляции в странах с развитой экономикой,
✓ слабые показатели глобальных потоков товаров и услуг,
✓ обострение отношений между Украиной и Россией,
✓ «сильный» доллар США.
Несмотря на то, что мировая торговля товарами оставалась стабильной и сохранила устойчивый рост в годовом исчислении в сравнении с предыдущим годом, относительные показатели роста грузовых авиаперевозок снизились.
Рост мировой торговли положительно отразился на морских грузоперевозках. Что касается, относительных показателей роста грузовых авиаперевозок, то по сравнению с морскими они в сентябре снизились на 16,1% в годовом исчислении.
Объем доступных грузовых тонно-километров (ACTK) увеличился на 2% м/м, но сократился в годовом исчислении впервые с апреля 2022 года на 0,6% в октябре. Тем не менее, годовой рост объема международных грузовых авиаперевозок остался положительным и составил 2,4%.
Ведущий показатель для грузовых авиаперевозок – новые экспортные заказы – по-прежнему не особенно высокий. Глобальный индекс деловой активности остается ниже критической отметки 50, что свидетельствует о продолжающемся сокращении в среднем по миру. Только Китай и Корея зарегистрировали несколько более высокие новые экспортные заказы в октябре по сравнению с сентябрем, хотя они все равно ниже 50. В других крупных экономиках сохранялась тенденция к снижению.
Общепромышленные международные CTK сократились на 10,5% г/г в октябре по сравнению с -13,5% г/г в предыдущем месяце. Многомесячный двузначный рост международных CTK в Латинской Америке в годовом исчислении завершился в октябре, увеличившись всего на 0,3% в годовом исчислении. Во всех остальных регионах наблюдалось большее сокращение объема международных грузовых авиаперевозок в годовом исчислении по сравнению с предыдущим месяцем.
Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого приходится наибольшая доля международных CTK в мире, в октябре продемонстрировал снижение на 13,1% в годовом исчислении. Авиакомпании в Африке зафиксировали более глубокое сокращение международных рейсов в годовом исчислении, снизившись на 7,8 п.п. по сравнению с сентябрем, до -8,3%.
В октябре в Северной Америке наблюдалось снижение международных CTK на 8,4% в годовом исчислении, что на 1,7 п.п. ниже, чем в сентябре. Авиакомпании в Европе и на Ближнем Востоке по-прежнему страдают от российско-украинского конфликта: спрос на международные авиаперевозки уменьшился на 19% и 14,9% соответственно в годовом исчислении.
Генеральный директор IATA Уилли Уолш заявил, что в конце года ожидается традиционный сезонный рост перевозок, но признал, что ситуация экономической неопределенности, вызвавшая общий спад, сохранится и в 2023 году и потребует пристального внимания.
Источники:
https://www.rzd-partner.ru/aviation/news/gruzovye-aviaperevozki-v-oktyabre-sokratilis-na-13-6/