В России разрабатывают механизм для борьбы с серыми схемами ввоза импортных товаров. Это известный всеми нами ложный (или прерванный) транзит, который используется при перевозке грузов между разными государствами, когда территория РФ — транзитная, а товар по факту «теряется» по пути и остается в России.
Такая схема транзита используется для потребительских и высокомаржинальных товаров (электроники, бытовой техники, алкогольной и табачной продукции, одежды и аксессуаров люксовых брендов), а также с целью обхода санкционных ограничений. Псевдотранзит был популярен в основном у малого и среднего бизнеса. На стороне отправителя в схеме участвовали, как правило, страны Прибалтики, а конечной точкой перевозки чаще всего выступали страны ЕАЭС. Кстати, после введения 11-го пакета санкций ЕС в июне 2023 года масштабы применения этой схемы заметно сократились.
Предполагается, что с 2025 года будет внедрена система прослеживаемости, направленная на выявление товаров, которые оформляются как транзитные, но при этом остаются в стране для внутреннего потребления. Для этого власти разработают законопроект «О внедрении национальной системы подтверждения ожидания товаров», которым будет внедрена «система подтверждения статуса товаров, проходящих транзитом через территорию Российской Федерации».
Что это даст?
Использование подобной схемы направлено на уклонение от уплаты ввозного НДС. При импорте товаров для внутреннего потребления НДС уплачивается по ставке 10 или 20% (в зависимости от категории товара), в то время как при международном транзите применяется ставка НДС 0%. При ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) НДС администрирует Федеральная налоговая служба (ФНС), при ввозе из других стран — таможня. Из-за разницы в налогообложении на «ложном импорте» бюджет недополучает до четверти стоимости ввозимых товаров.
Если это поставка из-за рубежа, не из стран Евразийского союза, то, помимо НДС в 20%, лжетранзит позволяет избегать и таможенных пошлин, которые в среднем составляют 5% от стоимости грузов, то есть в целом это где-то 25%.
Уже в 2025 году благодаря внедрению национальной системы прослеживаемости товаров власти ожидают дополнительных поступлений от импортного НДС на товары из стран ЕАЭС в размере 150 млрд руб., в 2026 году — 162,3 млрд руб., в 2027 году — 174,7 млрд руб. Всего декларируемый импорт из стран ЕАЭС принесет бюджету в 2025 году 961,3 млрд руб. НДС, в 2026 году — почти 1,1 трлн, в 2027 году — 1,16 трлн соответственно. Кроме того, сама структура импорта станет гораздо прозрачнее.
Есть проблемка…
Псевдотранзит в настоящее время может использоваться для ввоза определенных товаров из ЕС и Китая. При этом основная цель такого импорта – не уклонение от налога, а обеспечение самого ввоза товара. Что касается «черных» поставок, то их масштаб не столь значителен, так как компания, задекларировавшая транзит, обязана задекларировать товар при вывозе из России, и «исчезнувшие» позиции ФТС должна видеть.
Больше новостей сферы международной торговли и логистики вы найдете в ТГ-канале https://t.me/optimalogistic . Подписывайтесь!
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/7212282
https://www.rbc.ru/economics/04/10/2024/66fd5ab99a79477fff55fa43?from=column_1
https://rg.ru/2024/10/04/meru-po-borbe-s-lozhnym-tranzitom-tovarov-mogut-zapustit-v-2025-godu.html