18 июня Калининградская железная дорога получила уведомление от Литвы о прекращении транзита товаров, попавших под санкции Евросоюза. Под запретом оказалось до 50% номенклатуры грузов, в том числе стройматериалы, металлы и главное — топливо: уголь, бензин, дизель. При этом литовская сторона заверила, что весь погруженный до 17 июня российский транзит проедет через территорию республики. По предварительным оценкам, под запрет попадает порядка 40–50% всех грузов, которые перевозились между Калининградской областью и другими российскими регионами.
21 июня пресс-служба правительства Калининградской области сообщила, что Литва распространила ограничения на транзит грузов из России кроме железнодорожных и на автомобильные перевозки. Теперь перевозить грузы в регион из России можно только морским транспортом.
Компании, занимающиеся автоперевозками, говорят о том, что литовская таможня разворачивает грузовики на белорусско-литовской границе, из-за чего там образовалась очередь.
Власти Литвы ввели ограничения на транзит из России в Калининградскую область из-за санкций Евросоюза.
Как Россия ответит Литве на блокаду Калининграда?
Мнение Совета Федерации и Госдумы
В Совете Федерации и Госдуме считают, что Россия должна принять жесткие экономические меры в ответ на действия Литвы по блокаде железнодорожного транзита. При этом важно дождаться завершения юридического анализа всей этой ситуации. Сейчас складывается ситуация, когда Литва пытается представить свою позицию как четкое следование инструкциям Евросоюза. Сам Европейский союз берет паузу и пока этого не подтверждает. Характер ответных мер будет зависеть от того, кто в конечном итоге понесет ответственность за происходящее: Литва или Европейский союз.
Некоторые парламентарии говорят о том, что проблему с транзитом надо было разрешить давно, когда разрешалась ситуация с афганским транзитов с участием НАТО. В обмен на это надо было закрепить калининградский транзит, но этого не было сделано в расчете на партнерскую работу и сотрудничество.
Позиция губернатора Калининградской области Антона Алиханова
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов считает, что ответом в том числе может стать исключение портов Прибалтики в части экспорта товаров из России и Белоруссии, а также запрет маркировки импортного алкоголя, провозимого через эту страну.
Он говорит о том, что Калининград может перевести все необходимые товары по морю, но для этого необходим очень большой флот. Сейчас это не требуется. Нужно заместить транзит отдельных категорий грузов, подпадающих под санкционный запрет. Это примерно 40% грузооборота. Эти грузы можно заместить теми, что идут по морю, но могут быть перевезены и «по земле». Для этого необходимо примерно семь дополнительных судов разного класса. Одно из них уже выходит на линию на этой неделе — это сухогруз «Холмогорье». Еще шесть судов есть на Балтике и тоже готовы встать на линию.
Взгляд секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев побывал в регионе для оценки ситуации. Он заявил, что Москва вскоре объявит о своем ответе на решение Вильнюса начать транспортную блокаду Калининградской области, которое серьезно скажется на жителях Литвы.
Николай Патрушев обратил внимание, что Вильнюсом были нарушены нормы международного права. Россия в настоящее время уже занимается проработкой ответных мер, в том числе и в межведомственном формате. При этом он отметил, что РФ необходимо усилить охрану государственных границ.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что решение Вильнюса является «нарушением всего и вся». РФ в течение нескольких дней проанализирует ситуацию, после чего примет взвешенное решение об ответных мерах.
Точки зрения других сторон
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель заверил, что блокады Калининграда нет, а Литва лишь выполняет санкции объединения. Он указал, что перевозки пассажиров и товаров между Калининградом и другими регионами России продолжаются. Остановлены только перевозки тех товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию ЕС запрещен.
В МИД Литвы сообщили, что «сухопутный транзит между Калининградской областью и другими регионами РФ не прекращался и не запрещался». Транзит пассажиров и товаров, не подпадающих под санкции ЕС, продолжается без ограничений. Литовская Республика не применяет на национальном уровне никаких односторонних ограничительных мер. Литва вместе с другими странами ЕС применяет ограничительные меры, которые вводятся в установленные даты. В данном случае речь идет о Регламенте Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года «Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине».
Позиция о провокации
Некоторые специалисты полагают, что запрет транзита был организован, чтобы отвлечь внимание нашей страны от военной операции на Украине. Они считают, что Россия из-за этих действий Литвы не будет что-либо предпринимать. Реакция будет спокойной. Это не означает безразличие со стороны РФ. Просто в условиях военной операции на Украине есть стремление не расширять конфликтное пространство.
Впрочем, политологи уверены, что такие действия со стороны Литвы в Москве, конечно, запомнят. Ситуация отразится на отношениях между странами в несколько отложенном варианте. У России есть возможности создать проблемы для Литвы.
Важно и то, что ответить на действия Литвы экономическими санкциями будет непросто. Российские рычаги влияния на литовскую экономику относительно ограниченны. Вопрос скорее лежит в юридической плоскости или силовой. С точки зрения экономики можно давить на другие страны ЕС: Латвию, Эстонию. Ограничивать транзит с ними. Но это не совсем правильно, так как действия предпринимает Литва.
В том, что касается экономики, проблема не смертельная. 50% товаров можно доставлять. Для населения важнее в этих условиях не потерять рабочие места. Представители строительной отрасли говорят, что они на некоторое время запаслись стройматериалами впрок: и арматурой, и металлами, и цементом. Им это пока не страшно.
Решение Литвы — скорее попытка ударить по самолюбию России, провокация.
Источники:
https://www.kommersant.ru/doc/5423137
https://iz.ru/1353183/natalia-bashlykova-liubov-lezhneva-mariia-vasileva/po-mere-vozmozhnosti-kak-rossiia-otvetit-litve-na-blokadu-kaliningrada